Корабли строились практически только из дерева, для пропитки палубных досок использовалось большое количество смолы, обладавшей высокой горючестью. Кроме того, на борту постоянно находился большой запас пороха. Катастрофу можно было предотвратить, предприняв своевременные действия по ликвидации пожара, но обычно одного вида огня на борту было достаточно, чтобы вызвать панику среди команды. Около полудня 7 июля впередсмотрящие сообщили, что на палубе «Реал Мустафы» замечен огонь. Поскольку вся команда была полностью поглощена ожесточенным боем, не осталось никого, кто смог бы вовремя погасить пожар.
Через несколько минут огонь перекинулся на такелаж, который спутался с такелажем «Св. Евстафия», и вскоре полыхали оба корабля. В этот момент обе команды оставили всякие мысли о бое и победе, и члены экипажа начали выпрыгивать за борт. Турецкие моряки поплыли к берегу, а русские направились к стоящим западнее вспомогательным судам. Примерно через десять минут грот-мачта «Реал Мустафы» обрушилась на палубу «Св. Евстафия», осыпав его палубу дождем пылающих обломков.
Оставшиеся в живых сообщили, что из-за сильной жары обычные меры безопасности приняты не были, и многие люки на палубе остались широко открыты. Один из пылающих обломков попал в главный пороховой погреб корабля, в результате чего произошел мощный взрыв, уничтоживший корабль. Что касается участи «Реал Мустафы», то здесь источники расходятся — в одних сообщается, что он также взорвался, но в других утверждается, что он был разрушен взрывной волной со «Св. Евстафия».