В феврале 1900 года, работая над портретом Николая II, который критиками считается лучшим изображением последнего русского императора, Валентин Александрович Серов решился просить у государя за арестованного Савву Мамонтова. Император сказал, что уже отдал соответствующее распоряжение. Что он имел в виду, так и осталось загадкой. Валентина, сына композитора Серова, в семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых все любовно звали Тошей. Здесь прошло его детство, радостное и беззаботное. Уроки рисования он брал у Репина. Разница в 10 лет не помешала их дружбе с Верой Мамонтовой, маленькой дочерью Саввы Ивановича, который и дал художнику дельный совет по поводу задуманной им картины о радости бытия: «Пока ищешь тему для картины, рисуй Верушу».
Потом был успех на VIII периодической выставке 1887 года, призы, признание, а в 1909-м «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», написанные Валентином Серовым всего в 22 года, авторитетная «История русского искусства» признала высшим достижением отечественной живописи. В его жизни были Товарищество передвижников и объединение «Мир искусства», великолепные картины и блистательные портреты, признанным мастером которых он считается и поныне. Серов до конца своих дней остался верным главному собственному принципу: писать только отрадное!