После сражения в Желтом море на Дальний Восток из Балтийского моря была отправлена 2-я Тихоокеанская эскадра. Начиная с 1897 года, русская военно-морская стратегия предусматривала, что в случае войны с Японией дополнительные броненосцы будут направлены на Дальний Восток с Балтики, чтобы усилить эскадру Порт-Артура. Вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский, начальник Морского Генштаба и любимец царя, был поставлен во главе недавно созданной 2-й Тихоокеанской эскадры, в которую первоначально вошли только новейшие броненосцы и крейсера. Но поскольку с Дальнего Востока приходили известия о все новых поражениях русского оружия, Морское министерство включило в ее состав и старые корабли, в том числе броненосцы «Сисой Великий» и «Наварим». В конечном счете, добавили даже замшелый броненосец «Николай I » и несколько других устаревших военных кораблей.
Хотя обычно основное внимание уделяют вопросу присоединения к эскадре Рожественского устаревших кораблей, реальными проблемами 2-й Тихоокеанской эскадры были недостаточная подготовка личного состава и плохое взаимодействие между кораблями, наскоро объединенными в единое соединение. Главная ударная сила -четыре броненосца класса «Бородино» («Бородино», «Суворов», «Александр III» и «Орел») — были включены в состав флота
летом 1904 года и не имели возможности до отплытия организовать серьезную подготовку матросов артиллерийскому делу и маневру. «Ослябя» состоял на флоте больше года, но большую часть этого времени провел в неудачном плавании в Красное море и вернулся на Балтику как раз к моменту отплытия 2-й эскадры. Следовательно, пять основных броненосцев 2-й Тихоокеанской эскадры испытывали недостаток в опыте и подготовке личного состава по сравнению с матросами 1-й Тихоокеанской эскадры. Поскольку большая часть обученных матросов уже находилась на кораблях на Дальнем Востоке или на Черноморском флоте, Морское министерство решило укомплектовать новые броненосцы на Балтике призывниками 1904 года, а также призванными из состава торгового флота резервистами и инженерами. Таким образом, команды броненосцев Рожественского состояли из большого числа необученных новобранцев и угрюмых резервистов, перемешанных со штрафниками и неблагонадежными матросами с других кораблей Балтийского флота. Наиболее подготовленными в эскадре Рожественского были команды с устаревших броненосцев «Наварин» и «Сисой Великий», многие из их членов служили на Дальнем Востоке в 1901 году. 2-я Тихоокеанская эскадра не могла отбыть из Либавы до 15 октября 1904, прежде всего, из-за трудностей, связанных с погрузкой угля. После семимесячного плавания флот Рожественского 9 мая достиг залива Камрани, где к нему присоединились военные корабли 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Небогатова.
Трагическим дополнением к второразрядным военным кораблям и командам стало решение Рожественского прорываться непосредственно к Владивостоку через Цусимский пролив. Тем временем Того воспользовался зимними месяцами, чтобы отвести свои потрепанные в боях броненосцы в Сасебо для ремонта и провести на них замену орудий па новые 12-дюймовые.После того как боеприпасы показали плохие результаты, было решено убрать с кораблей оставшиеся снаряды с шимозой и заменить их снарядами с обычным дымным порохом. Ненадежный взрыватель был также заменен менее чувствительным, который был закуплен на заводах Крупна. После падения Порт-Артура Того перевел свои броненосцы в порт Масан в Южной Корее, где начал интенсивные тренировки личного состава по артиллерийской стрельбе. Одновременно были разосланы оснащенные радиосвязью разведывательные корабли, которым предстояло обнаружить 2-ю Тихоокеанскую эскадру сразу же, как она войдет в японские воды.