Православная Церковь сыграла ключевую роль в возвышении Москвы как до Куликовской битвы, так и после нее. Сближение Церкви и Москвы началось в 1325 году, когда Петр, митрополит Киевский и Всея Руси, перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Это было вызвано угрозой со стороны князя Михаила Тверского, который хотел заменить его собственным кандидатом. Перенос митрополичьей кафедры дал Ивану Калите решающее преимущество в стремлении убедить правившего в Сарае хана, что он является лучшим претендентом на титул великого князя Владимирского. С этого момента Церковь стала важнейшим союзником Москвы.
Особенно близкие отношения между духовной и светской властями установились во время правления митрополита Алексия, который являлся советником сыновей Ивана Калиты, а позднее правителем в период малолетства Дмитрия Донского. Важную роль в жизни княжества играла не только политизированная церковная иерархия, близко сотрудничавшая с правившим двором — традиция аскетического монашества, проповедуемая Сергием Радонежским, также работала на благо Москвы. Сергий призывал своих последователей создавать новые монастыри в диких местах, вдали от искушений городов. Эти монастыри вскоре превратились в многочисленные сельскохозяйственные общества, которые осваивали новые земли и строили через леса дороги. Сами монастыри часто были хорошо укреплены, чтобы защититься от разбойников, и таким образом становились передовыми оборонительными рубежами Москвы на случай набегов захватчиков. К XV веку многие монастыри, особенно на севере, превратились в богатые и влиятельные землевладения.