В XIX веке появились корабли новой конструкции, в которых использовались самые современные на тот момент достижения техники. Середина XIX века-время настоящей революции в области военно-морских вооружений, а Синопское сражение-предвестник начала новой эпохи в войне на море. Оно стало последним сражением эры парусного флота, в котором основную роль играли линейные корабли (парусные), и первым с массовым применением орудий и боеприпасов нового типа (бомбические орудия и разрывные снаряды-бомбы), а также вооруженных пароходов.
Самым революционным новшеством, пришедшим в первой половине XIX века на флот, стала паровая машина. В конце XVIII века паровые машины получили широкое распространение в различных отраслях промышленности Великобритании, поэтому вполне закономерно, что вскоре возникла идея приспособить их и для того, чтобы «двигать корабли». Применение паровых машин на судах позволило бы, наконец, не зависеть от ветра. Первым боевым кораблем, на котором поставили паровую машину, стал пароход «Фултон», построенный американским инженером и предпринимателем Робертом Фултоном в начале XIX века. Он же в 1807 году построил и первый в мире колесный пароход «Клермонт».
Главным недостатком первых пароходов был тип движителя, которым являлось гребное колесо-оно было очень уязвимо для огня противника. Однако усовершенствование не заставило себя ждать, и в 1840-х годах появились пароходы (первым кораблем такого типа считается американский «Принстон»), оснащенные новым типом движителя-гребным винтом. Впрочем, несмотря на явные преимущества боевых кораблей, оснащенных паровыми машинами (скорость, независимость от ветра, высокая маневренность), моряки и промышленники все еще не были уверены в том, достаточно ли надежны пароходы, чтобы совершать длительные океанские плавания и, тем более, чтобы стать главной ударной силой военных флотов.
Россия последней из морских держав стала использовать на кораблях паровые двигатели. Первый гражданский пароход, «Скорый», был построен на Ижорских заводах только в 1817 году. На Черном море пароходы появились позже в 1820 году «Везувий», а в 1825 году-14-пушечный «Метеор». В 1832 году завершается постройка первого военного парохода «Геркулеса», имевшего усовершенствованную паровую машину без балансира, а в 1836 году-и первого колесного пароходофрегата «Богатырь», водоизмещением 1340 тонн, оснащенного паровой машиной мощностью 240 л. с. и вооруженного 28 орудиями. Наконец, в 1848 году под руководством талантливого корабельного инженера ИА Амосова был построен винтовой фрегат «Архимед». Хотя вскоре он разбился на Балтике, военно-морское командование уже решило построить еще два винтовых фрегата и переоборудовать в винтовые три линейных корабля. Активным сторонником внедрения пароходов на флот был адмирал Михаил Лазарев.
Артиллерия
Еще одной областью военно-морских вооружений, в которой в XIX веке произошли революционные изменения, стала корабельная артиллерия. Начали использоваться как новые боеприпасы-разрывные бомбы (см. врезку «Вооружение» выше) и порох, так и новые типы орудий, которые, благодаря достижениям в области металлургии, стали более прочными и могли выдерживать большее давление газов, образующихся при сгорании пороха, что в итоге позволило увеличить массу боеприпасов и дальность их стрельбы.
Следующим этапом в развитии корабельной артиллерии было создание нарезных орудий. Они обладали намного большей дальностью и, что очень важно, точностью стрельбы. Последнее, в свою очередь, приводило к снижению расхода боеприпасов и времени, необходимых для поражения одной цели. Однако зарядка нарезных орудий с дульной части была слишком медленной и существенно снижала темп стрельбы, так что оружейникам пришлось в срочном порядке создать орудия, заряжавшиеся с казенной части. Существовало несколько типов затворов: винтовые, поршневые, клиновые, прижимные или крышечные, крановые или смешанного типа. Первопроходцами здесь стали итальянцы и французы, но наибольшую известность получили нарезные орудия британского фабриканта Уильяма Ланкастера и немецкого промышленника Альфреда Круппа, представившего на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году первую стальную пушку и заслужившего титул «пушечного короля».
Следует, впрочем, заметить, что русские оружейники еще в XVII веке создали орудия, заряжавшиеся с казенной части: пищаль с ввинчивающимся затвором и пищаль с выдвижным клиновым затвором, причем последняя пушка была еще и нарезная. Последней попыткой улучшить конструкцию гладкоствольных корабельных орудий стали бомбические пушки, известные в зарубежных флотах как орудия Пексана образца 1822 года. Именно эти грозные пушки, стрелявшие специальными боеприпасами-бомбами, «ответственны» за уничтожение турецкого флота в Синопском сражении, и они же способствовали ускорению процесса создания броненосных кораблей. Впрочем, новые пушки были настолько большими, что могли без проблем устанавливаться только на нижние деки трехдечных линейных кораблей. К тому же остался и такой недостаток, как необходимость заряжания с дульной части.
Русские военные, как и их коллеги в других странах, сразу увидели в изобретении полковника Пексана огромный потенциал. Впрочем, как всегда, поступлению бомбических пушек на вооружение русского флота противились чиновники артиллерийского департамента, не желавшие «усложнять себе жизнь». Первые орудия этого типа появились на русском флоте в 1838 году-ими были вооружены купленные в Великобритании пароходы «Колхида» и «Ясон» (чертеж пушки Пексана со станком Шавный морской штаб получил еще в 1836 году), однако адмиралу Михаилу Лазареву стоило большого труда убедить вышестоящее начальство в необходимости начала отливки таких пушек в России и вооружения ими строящегося 120-пушечного линейного корабля «Двенадцать Апостолов». Впрочем, Синопское сражение самым наглядным образом продемонстрировало всю мощь бомбических орудий и ускорило поступление их на корабли русского военного флота.
Корабли одевают броню
Еще одним революционным направлением в области военно-морских вооружений стало появление корабельной брони. Синопское сражение показало, что даже самые прочные деревянные борта линейных кораблей не способны выдержать огромную разрушительную мощь боеприпасов, применяемых в бомбических орудиях. На повестке дня самым серьезным образом встал вопрос о создании судов с бронезащитой. В 1859 году французы спускают на воду «Шуар» первый в мире корабль, бронированный от верхней палубы и ниже ватерлинии. Впрочем, его боевая служба оказалась непродолжительной из-за невысокого качества корабельных конструкций.