Мамонтов сознательно окружил себя целой когортой талантливых соратников, и они деятельно помогали ему во всех театральных делах. Собственно, именно с его частной оперы и началось само понятие «художник театра». Прежде в государственных театрах числились декораторы сцены, в задачу которых входило оформление спектакля при весьма нивелированных требованиях. Как правило, задник сцены оформлялся «типическими картинами» — стилизованными и зачастую аляповатыми рыцарскими замками, живописными античными развалинами, модным у художников «итальянским пейзажем». При этом зачастую не соблюдались пропорции, историческая достоверность изображаемой эпохи, декорации страдали банальным отсутствием художественного вкуса и бедностью фантазии декоратора, работавшего обычно по уже имевшемуся шаблону.
Пригласив в свой театр братьев Васнецовых, Врубеля, Коровина, Левитана, Малютина, Поленова, Серова и других интересных художников, Мамонтов добился яркости и выразительности своих постановок, скрупулезной точности до мелочей, оптимальности в костюмах и реквизите. В процессе работы над пьесой все художественные детали предварительно обсуждались в кругу художников и специально приглашенных для консультации знатоков истории. Все это позволило Савве Мамонтову с гордостью называть свой театр «коллективным художником», и работа этого художника очень скоро принесла свои плоды.
Критика первых постановок Савву Ивановича лишь еще больше раззадорила. Было вложено много сил, времени и средств, отринуты неудача и разочарование, найдены новые исполнители и оригинальные приемы сценической выразительности, и в скором времени Театр Мамонтова сделал решительный шаг вперед. В 1896 году спектакли Частной оперы возобновились на новой сцене, теперь уже в Солодовниковском театре, они стали весомой составной частью театральной жизни страны.1898-й стал годом весьма успешных гастролей в Санкт-Петербурге, и знаменитый критик В. В. Стасов писал о секрете популярности возрожденного театра Саввы Ивановича: «Он создал в Москве, на свои собственные средства, русскую оперу, нашел оркестр, нашел хоры, нашел солистов, между которыми несколько сильно замечательных, с Шаляпиным во главе». В 1899-1904 годах театр работал уже без Мамонтова как Товарищество русской частной оперы под руководством М. И. Ипполитова-Иванова. Грандиозный культурный эксперимент Саввы Мамонтова перерос своего творца и отправился в свободное плавание.