Количество классных чиновников постоянно возрастало. Так, если в 1874 г. насчитывалось около 100 тыс. гражданских чиновников, то спустя чуть более четверти века, в 1902 г., их было уже более 160 тыс. человек. В 1906 г. были уравнены права представителей всех сословий на государственную службу, в частности при вступлении в нее. Екатерина II своей Жалованной грамотой дворянству 1785 г. ввела корпоративную организацию благородного сословия с правами самоуправления. Потомственные дворяне каждой губернии образовывали дворянское собрание. Члены его должны были быть внесены в дворянские книги данной губернии и обладать достаточным имущественным цензом. Обычно раз в три года избирался губернский предводитель дворянства. Дворянское собрание имело право обращаться с ходатайствами к правительству о своих нуждах. Такая же система существовала и на более низком, уездном уровне.
Дворянское депутатское собрание включало губернского предводителя дворянства (председателя) и по одному депутату от уезда. В отношении дворянства нрава дворянского депутатского собрания сводились к тому, чтобы «признать членом дворянского общества того, кто доказал уже, что он дворянин, но не вновь возводить или восстанавливать в сие достоинство». В пореформенный период компетенция дворянского депутатского собрания была расширена: на его отзыв передавались вопросы, по которым правительство хотело узнать мнение дворянства. С середины 80х гг. XIX в. в их работе стали принимать участие уездные предводители. Эта практика узаконена указом от 10 июня 1902 г., который официально ввел в систему дворянского самоуправления собрания предводителей и депутатов дворянства, подчинив их Сенату.
Еще в 1831 г. предводители дворянства были причислены к чиновникам гражданской службы и пользовались чинами вплоть до IV класса. Так, губернский предводитель дворянства во второе трехлетие своей службы по выборам утверждался в чине статского советника (V класс), а в третье трехлетие в чине действительного статского советника (IV класс); уездный предводитель во второе трехлетие получал чин коллежского советника (VI класс), а в третье чин статского советника. Правительство старалось создавать благоприятные условия для привлечения дворянства в местное самоуправление.
От предводителей дворянства требовалось брать под контроль все дела дворянства в губернии и уездах (опека над имениями, выдача характеристик при вступлении дворян на государственную службу .). В иерархии чинов, кроме военных и гражданских, были еще и чины придворные, которые считались ниже военных, но выше гражданских. Обладатели этих чинов составляли самую малочисленную часть чиновного аппарата и по своему приближенному положению ко двору считались элитой чиновничества. Имелось и достаточно большое количество чиновников, служивших при дворе, но не являвшихся придворными и не имевшими придворных чинов.