Стремление Петра Великого сделать Россию державой мирового значения

Стремление Петра Великого сделать Россию державой мирового значения и «прорубить окно в Европу» привело к необходимости создания мощного военного флота.В XVII веке фактически единственным полноценным «окном» России в Мировой океан был северный порт Архангельск на Белом море, через который и шла фактически вся внешняя морская торговля страны. Такое положение дел не могло устраивать царя-реформатора, которым являлся Петр I. Во-первых, порт Архангельска не мог обеспечить достаточный по объему поток грузовна экспорт/импорт; во-вторых, он не позволял вести круглогодичную торговлю, и, наконец, в-третьих, отсутствие собственного многочисленного торгового флота, поддержанного флотом военным, оставляло Россию в серьезной зависимости от зарубежных стран, обладавших такими флотами. Наиболее влиятельными морскими державами в то время были Голландия и Англия. Они вели эксклюзивную торговлю с Россиейи выставляли при этом фактически «грабительские» условия.

Первые попытки

Московским царям не удавалось вернуть себе выход к Балтийскому морю, поэтому они начали активнее действовать на юге. Но здесь тоже не удавалось обойтись без флота, поэтому в 1636 году в Нижнем Новгороде был построен первый русский морской корабль, получивший название «Фредерик» и имевший длину 36,5 метра, ширину 12 метров и глубину интрюма 2,1 метра. Трехмачтовый корабль отвечал требованиям европейского кораблестроения (по некоторым данным, его созданием занимались специалисты из Дании и других стран). Особенностями этого судна были плоское днище и 24 больших галерных весла, а вооружение составляли несколько пушек. «Фредерик» ходил по Каспийскому морю с посольством в Персию, где произвел настоящий фурор. Впрочем, вскоре «Фредерик» попал в сильный шторм, потерпел аварию и был выброшен на берег в районе Дербента. Примечательно, что корабль ходил под флагом Шлезвиг-Гольштейна, а потому первым «полноценным» русским парусным кораблем принято считать «Орел », построенный в 1669 году в селе Деди-ново Коломенского уезда и предназначавшийся для охраны русских судов наКаспийском море. При этом, правда, в команде не было ни одного русского, а капитаном служил голландец.

В 1656 году Русское царство объявило войну Швеции, и вскоре его войска взяли Орешек и Ниеншанц, выйдя к устью Невы на побережье Финского залива. Затем русские захватили крепость Динабург, которая бьиа сразу же переименована в Борисоглебов, Кокен-гаузен, являвшийся старым русским городом Кукейносом, который царь переименовал в «Царевичев Дмитриев город», а в августе осадили Ригу. Русскиеначали активно строить различные корабли и суда, но вследствие энергичных действий шведов во время кампании 1657 года и тяжелой ситуации на других театрах военных действий царю Алексею I пришлось отказаться от всех завоеваний, и по условиям Кардисского мирного договора от 1661 года русские вновь ушли с побережья Балтики.В 1682 году на престол взошел 10-лет-ний царь Петр I (самостоятельно он стал править с 1689 года), который с детства увлекался военным делом и осваивал науку мореплавания, создав так называемую «Потешную» флотилию (пять вооруженных пушками небольших кораблей и вспомогательные суда), находившуюся на реке Яуза, а затем-на Плещеевой озере. В 1693 году Петр I повелел построить государственную верфь в Архангельске.

Азовские походы

Первую попытку получить полноценный выход к морю и создать флот Петр I предпринял на юге-в 1695-1696 годах он провел двапохода с целью взятия турецкой крепости Азов. Первый, сухопутный, поход оказался неудачным, но вовремя второй кампании в результате совместных действий армии и флота Петру I удалось взять Азов, обеспечив России выход к Азовскому и Черному морям. 20 октября 1696 года Боярская Дума по представлению Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», ставшее первым законом о флоте.Корабли для Азовского флота-первого русского военного флота-строились в Преображенском, Воронеже, Брянске, Козлове, Добром, Сокольске, Ступине, Коротояне,Чертовицком, Чижове, Тарове и Таганроге. В течение 1696-1711 годов для Азовского флота построили 215 кораблей и судов, часть из которых была 44-58-пушечными. Однако после неудачного Прутского похода 1711 года Россия вновь лишилась выхода к морю, и в 1712 году флот был расформирован.

Царь-плотник

В 1697 году Петр I направил 60 молодых людей в Европу для обучения вопросам кораблестроения и мореплавания, причем в 1697-1698 годах царь сам активно изучал корабельное дело в Амстердаме, работал на верфях (в том числе и простым плотником) и окончил курс кораблестроения в Великобритании. Домой царь привез много книг, карт, моделей кораблей, чертежей и пр., чтобы подготовить в России кадры для флота, в 1701 году Петр 1 открыл в Москве Школу математических и навигацких наук, известную позднее в Санкт-Петербурге как Морской (кадетский) корпус, а в советское время-ВВМУ им. М.В. Фрунзе.

В 1692 году воеводой Архангельска был назначен Федор Апраксин, который отвечал за постройку первого корабля на местной верфи, в 1697 году ему поручается осуществлять надзор за постройкой кораблей в Воронеже, а в 1700 году Апраксин становится главой Адмиралтейского приказа-ведомства, отвечавшего, в том числе, за постройку кораблей и судов. 27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства на воду был спущен 58-пушеч-ный линейный корабль «Гото Преде-стинация»первый русский корабльданного класса, построенный самостоятельно, без участия иностранных специалистов.В начале 1701 года шведы сформировали отряд из семи кораблей, включавший два 42-пушечных фрегата и один 26-пушечный фрегат, перед которыми бьиа поставлена задача атаковать Архангельский порт и верфь и нанести им как можно больший урон. 27 июня шведская эскадра подошла к Северной Двине, после чего главный отряд,поднявший для маскировки английские и голландские флаги, пошел к Новодвинской крепости и Архангельскому порту. Однако пленный русский лоцман Иван Рябов сумел посадить шведский фрегат на мель прямо напротив крепости, следом на мель села и шнява. В результате длительного обстрела и ввиду угрозы абордажа шведы бросили оба корабля и отступили. Фрегат и шнява достались русским. Второй отряд шведской эскадры оставался в Белом море до 21 июля, захватывая рыболовецкие суда и сжигая прибрежные деревни, но к концу августа все шведские корабли вернулись в Гётеборг. На следующий год русские войска выбили шведов с Чудского озера и установили над ним контроль.

Санкт-Петербург

Пока Карл XII вел кампанию против J Августа Сильного, курфюрста Саксо-I нии и польского короля, русские войска постепенно отвоевали у шведов Карелию и Ингрию, выйдя наконец к ® побережью Финского залива. 16 мая Vj (27 мая по новому стилю) 1703 года Щ в устье Невы на Заячьем острове Ц Петром I была заложена Петропавловская крепость, предназначенная для прикрытия фарватеров в дельте Невы. Эта дата считается днем основания города Санкт-Петербурга. Причем в следующем году на острове Котлин была основана еще и крепость Кроншлот (с 1723 года-Кронштадт), а в Санкт-Петербурге создано Главное Адмиралтейство, на многие годы ставшее основной верфью для создания русского военного флота.В 1704 году крепость на Котлине отбила первую попытку шведов высадить десант на остров, а в 1705 году русские отразили нападение крупного (1000 человек) отряда, наступавшего по льду залива, а также неоднократные атаки шведских эскадр численностьюдо 20 кораблей. Шведы несли тяжелые потери, но успеха так и не достигли. Наконец, 19 августа 1705 года семь русских галер под командой вице-адмирала Крюйса напали на шведский линейный корабль «Ревель», попавший в штиль у Котлина, и тот после трехчасового артиллерийского боя, воспользовавшись начавшимся ветром, спасся бегством.
Выборгское сражение

Кампания 1709 года ознаменовалась победой русских под Полтавой, после чего русское командование смогло сосредоточить основные усилия на операции в Финляндии-в конце 1709 года Петр I начал подготовку к штурму Выборга. В начале 1710 года на Котлине был сосредоточен 13-тысячный корпус и артиллерия под командованием генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина. 16 марта русские войска двинулись в поход и, пройдя по льду Финского залива, 21 марта неожиданно для противника появились под Выборгом. Началась осада крепости, гарнизон которой насчитывал 6000 человек при
150 орудиях, а 8 мая к Выборгу подошли первые русские корабли и суда с войсками, артиллерией и припасами.13 июня Выборг капитулировал. Шведы лишились базы для нападения на Санкт-Петербург и форпоста для обороны северной Финляндии. Затем русские взяли Кексгольм, Ригу и Ревель, а также другие города. Шведский флот тем временем был занят борьбой с флотом Дании, вновь вступившей в войну.Строительство Балтийского флота велось очень активно-к 1713 году он включал уже 13 линейных кораблей и в том же году совершил первое плавание до Ревеля. Галерный флот в составе 93 галер и других судов под командованием шаутбенахта (контр-адмирала) Ивана Федосеевича Боциса содействовал взятию городов Борго, Гельсингфорса и Або.