Служилое сословие

В допетровской Руси существовало единое сословие служилых людей, в которое входили как служилые по «отечеству», т.е. по происхождению, так и служилые по «прибору»  по набору на добровольных началах. Вершину пирамиды служилых чинов составляли члены Боярской думы  думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Кроме думных чинов в служилые по «отечеству» входили стольники, жильцы московские, московские и городовые дворяне, служившие по спискам столичного или провинциального городов.

Каждый из этой категории служилых людей имел возможность выслугой или конкретным отличием в службе государю получить более высокий чин и тем самым продвинуться по служебной лестнице и в придворных чинах. Конечно, представителям московского дворянства это сделать было намного легче, чем дворянам провинциальным, но и они нередко пробивались в жильцы, стряпчие или стольники. Среди думных чинов, а тем более бояр их почти не встречается. Вторая категория служилых людей  по «прибору»  самые низшие и мелкие чины: пушкари, городовые казаки . Обе эти линии разделяла целая пропасть, но тем не менее они составляли единое служилое сословие.


Единство служилого сословия XVIXVII вв. было обусловлено тем, что все сословие на срок государевой службы, где бы она ни проходила, обеспечивалось поместьями, в том числе населенными. В отличие от других сословий русского общества служилые люди обладали правом земле и душевладения  привилегиями, которые впоследствии стали монополией дворянства.
Петровская эпоха навсегда покончила с сословием служилых людей. Произошел распад сословия на дворянство и сословие государственных крестьян, искусственно созданное Петром I.