Серебряный век российской культуры

Серебряный век российской культуры, названный так, видимо, по ассоциации с «пушкинским» золотым, начался в 90-х годах XIX века. Вопреки распространенному мнению, не только в поэзии появились новые великие имена и шедевры - та же картина наблюдалась и в живописи, и в музыке, и в архитектуре. Для Серебряного века характерно было появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Они составили благодарную аудиторию - были зрителями, слушателями, читателями. Но главное - «властителями дум» в России стали не политики и не олигархи, а люди искусства, деятели культуры, философы.

Мощная волна новых идей и ценностей, захлестнувшая Россию, не обошла стороной и Морозовых. Возможно, частично это была дань ьмоде, но ради моды нельзя посвятить всю жизнь какому-то делу. Одним из тех, кого подхватила новая волна, оказался Сергей Тимофеевич, младший брат знаменитого Саввы Морозова.Сергей, к огорчению своей матушки Марии Федоровны, мало интересовался семейным бизнесом. Зато он сильно увлекался живописью и даже пробовал себя как художник-любитель, брал уроки у В. Поленова. Скорее всего, там он и познакомился с Исааком Левитаном.Во дворе особняка в Большом Трехсвятительском переулке, который Мария Федоровна купила в 1889 году, был небольшой двухэтажный домик. В нем-то Сергей и оборудовал себе мастерскую, которой могли бы позавидовать все художники Москвы: очень высокие потолки, окна на север для ровного освещения, да еще и верхний свет. Внизу - квартира со всеми удобствами.

Сергей Тимофеевич очень высоко ценил творчество Левитана. Зная материальные затруднения живописца, он поначалу пригласил Исаака Ильича работать в этой мастерской, а потом и вовсе предложил поселиться. Здесь Левитан работал с 1890-го до самой смерти в 1900 году. Здесь, в морозовском владении, написаны практически все шедевры гениального пейзажиста: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь» и другие. Здесь Валентин Серов написал его портрет. Отсюда Исаака Ильича проводили в последний путь друзья-художники.Другое дело жизни Сергея Тимофеевича - его любимый Кустарный музей, о котором уже рассказывалось выше. После революции его детище кое-как продолжало существование под разными именами, а самому основателю дали должность консультанта по кустарному делу. В 1925 году ему все надоело, и он эмигрировал во Францию.Сергей Тимофеевич Морозов умер в 1944 году и был похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.