Савва Мамонтов - меценат России

«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», - так писал К. С. Станиславский об этом удивительном человеке, обладавшем великим талантом раньше всех разглядеть чужой талант и найти ему подходящую оправу. При этом Мамонтов установил удивительную взаимосвязь денег и искусства: они в той или иной степени подпитывали друг друга.

К 1872 году Савва Мамонтов, состоявшийся железнодорожный промышленник, был одним из самых богатых меценатов России, точнее -Предпринимателем и Художником в одном лице. По его собственным признаниям, один сезон мамонтов-ской частной оперы обходился в стоимость одного дня строительства железной дороги до Архангельска. Поэтому в 1879-м Мамонтов решил украсить вокзалы Северной дороги картинами талантливых русских художников, полагая, что даже железнодорожные станции могут приобщать человека к прекрасному, знакомить с настоящим русским искусством. Эти картины художники Коровин и Серов написали под впечатлением от путешествия по реке Двине, куда их отправил Савва Иванович.Полотна с пейзажами северной природы пользовались огромным успехом на Нижегородской художественно-промышленной выставке 1896 года, ставшей звездным часом Коровина. В 1904 году по предложению С. И. Мамонтова ряд панно поместили в специальных нишах главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 -м они были переданы Третьяковской галерее.В 1870 году Савва Иванович приобрел у дочери писателя Сергея Тимофеевича Аксакова подмосковное имение Абрамцево за 15 тысяч рублей - огромные для того времени деньги! И превратил его, по сути, в новый центр русского искусства, оказывая гостеприимство знаменитым художникам, актерам, певцам, литераторам, инициируя, поддерживая и вдохновляя многие культурные проекты. Абрамцево для России, по словам В. М. Васнецова, было словно «неугасавший художественный очаг».

Будучи и для делового мира, и для людей искусства не чудаком с капризами, а равноправным коллегой, Савва Мамонтов всю жизнь оставался для всех загадкой, объяснение которой в принципе просто. Как истинный творец, он испытывал колоссальное уважение к другому творцу и готов был помогать ему всеми силами, будь то материальная поддержка Васнецова в виде заказов больших декоративных панно, умелый промоушен восходящей звезды Федора Шаляпина или даже предоставление художникам собственного кабинета, в интерьерах которого создавались знаменитые полотна - «Демон» Врубеля и «Богатыри» Васнецова.Воплотив в жизнь детскую мечту, он создал свой театр, свою Русскую оперу, где был деятельным участником всего творческого процесса -от режиссуры до подбора кадров. И здесь царила абрамцевская атмосфера свободного, не скованного цензурой, условностями и финансовыми заботами деятельного творчества, о чем только и может мечтать каждый художник.