«Мадонна из Нижнего Тагила»

Николай Никитич - азартный собиратель произведений искусства -привил эту страсть и сыну Анатолию. Тот, в свою очередь, не только изрядно пополнил коллекцию отца, но и привез большую часть семейного собрания в Россию. Более того, он построил для его хранения специальное здание в Петербурге.Конечно, россияне не всегда к наследию Демидовых относились с должным пиететом. Сегодня в Нижнетагильском музее изобразительных искусств хранится картина «Святое семейство», которую чаще называют «Тагильской Мадонной» или «Мадонной из Нижнего Тагила». В 1924 году полотно случайно нашли на чердаке одного из домов, принадлежащих до революции Демидовым. Находку передали в местный краеведческий музей, а когда реставраторы промыли картину специальными растворами, то прочли надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны: «RAPHAEL. URBINAS. PINCEBAT. MDIX.» («Рафаэль Ур-бинас, писавший в 1509 году»).

Вскоре в Тагил был вызван Игорь Грабарь, известный российский художник и реставратор. Три года он с коллегами возвращал картину к жизни. Позже в одной из своих статей Грабарь напишет: «...История «Мадонны» так сложна, отдельные эпизоды ее полуфантастической судьбы до того запутаны, и в них столь явно переплетается действительность с вымыслом, что рассказ о ней скорее похож на увлекательный, захватывающий роман, нежели на объективную хронику. Действующими лицами этого романа являются папы, кардиналы, императоры, короли, знатоки и любители искусства, наряду со специалистами и шарлатанами. Главная героиня его не живое существо - создание человеческого гения. Интригу ведет не женщина Возрождения -обаятельная и властная, сердечная и жестокая, наивная и лукавая, а «Мадонна» - не менее обаятельная и властная, покоряющая, гипнотизирующая, толкающая на лукавство, обман, вероломство и преступления, среди которых она внезапно исчезает, чтоб навеки кануть в неизвестность...»

До наших дней дошло письмо приказчика Якова Смирнова, отправленное Николаю Никитичу в мае 1819 года. В нем он, в частности, сообщает хозяину: «Сегодня господин Бурке неожиданно пришел ко мне сказать, что его картина Рафаэля назначается опять в продажу, что последняя цена 6000 гиней. Итак, не угодно ли Вам будет сделаться обладателем прекрасного творения рук человеческих? Если Вы решитесь, то он просит никому не сказывать цены, требуемой за его Рафаэля...»Исследователи полагают, что, возможно, речь шла именно о той Мадонне, чье изображение, спустя много лет, обнаружили на одном из чердаков Нижнего Тагила. Вероятно, картина попала за Урал вместе с частью художественной коллекции Демидовых.