Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938)


«Не пропадет ничего из того, что мы с тобой делаем», - писал Савве Мамонтову К. С. Станиславский в 1903 году. Константин Сергеевич был завсегдатаем всех мамонтовских премьер, нередко сидел на репетициях «Частной русской оперы». Впоследствии многие творческие находки Мамонтова-режиссера, его методики и принципы работы артиста стали органичной составной частью знаменитой театральной системы Станиславского. Мамонтов относился к этому спокойно, щедро даря товарищу, коллеге и, что немаловажно, родственнику, свои идеи и находки. В итоге оба ныне считаются крупнейшими реформаторами оперного и драматического театров России на рубеже XIX и XX веков.

Примечательно, что и в домашнем театре они в разное время играли одну и ту же роль Мегрио в водевиле «Тайна женщины».В 1888 году Станиславский основал Московское Общество искусства и литературы, снискал славу не только как режиссер, но и выдающийся драматический актер, создавший яркие сценические образы. Венец же творения Станиславского - Московский Художественный театр, плод совместных усилий с В. И. Немировичем-Данченко. Подобно мамонтовской опере он тоже был новаторским с самого начала -труппу МХТ первоначально составили талантливые актеры-любители. Интересно, что Частная опера поставила в 1885 году оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», а через 5 лет одноименная пьеса А.Н. Островского уже шла в МХТ! Близость творческих воззрений, общее понимание актуальных задач, стоящих перед русским театром, навеки объединили эти две выдающиеся личности - Мамонтова и Станиславского - воедино, на благо и российского, и мирового искусства.