История рода Шереметевых

История рода Шереметевых насчитывает не одно столетие. За столь долгий срок судьба сводила представителей этой династии с самыми разными людьми - от царственных особ до крепостных актеров. Особенно им были симпатичны люди творческих занятий. Вот лишь некоторые из персон, сыгравших определенную - а подчас и роковую! - роль в жизни Шереметевых.

Джакомо Кваренги (1744-1817)


Этот уважаемый на родине и в России итальянец известен как создатель более 30 великолепных зданий в Санкт-Петербурге, являющихся сегодня визитной карточкой города. Среди них - Академия наук, Ассигнационный банк, Эрмитажный театр, Екатерининский институт, Конногвардейский манеж, Смольный институт и другие. Но Кваренги работал не только в северной столице. По просьбе графа Николая Петровича Шереметева он создал Странноприимный дом в Москве - образец классицизма в архитектуре. Сегодня это корпус института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Странноприимный дом - своеобразный памятник любви графа Николая Петровича Шереметева к крепостной актрисе Прасковье
Ковалевой. Именно она предложила графу создать госпиталь для бедных. Джакомо Кваренги был одним из лучших архитекторов, к тому же большим почитателем таланта актрисы Прасковьи Ковалевой. К сожалению, оба супруга не дожили до открытия в 1810 году создаваемой ими больницы.

Мало кто знает о том, что популярный и высокооплачиваемый архитектор даже не получил систематического образования. Джакомо Антонио Доменико Кваренги с детских лет проявлял интерес к искусству, но родители (представители двух известных итальянских семей) уготовили ему судьбу священника. Начальное образование он получил в коллеже «Милосердие» в Бергамо, где изучал чуждые для себя дисциплины - философию и юриспруденцию. Обладая настойчивым характером, Джакомо упорно добивался своей цели и в конце концов убедил родителей позволить ему изучать архитектуру. Он отправился из провинции в Рим. Однако чрезмерная непримиримость не позволяла ему получать систематические знания: он переходил из одной мастерской в другую, подвергая критике творческую манеру своих учителей. Азы живописи и архитектуры он постигал интуитивно, путем проб и ошибок, неустанно работая и совершенствуя свои навыки.Когда уже довольно известному и в Италии, и за ее пределами зодчему Кваренги предложили поступить на службу в Россию, он тут же согласился: его ждал простор для реализации своих творческих задумок! Несмотря на то что в мире искусства все произведения архитектора считаются примерами чистого классицизма, этого человека никак нельзя назвать консерватором. Он не боялся отстаивать свое мнение и идти наперекор общественным устоям. Кваренги всем сердцем полюбил Россию и не пожелал вернуться в Италию даже когда ему пригрозили смертной казнью! В 1811 году войска Наполеона намеревались вторгнуться в Российскую империю, в связи с чем всем итальянцам, живущим в России, было предписано вернуться на родину. Кваренги проигнорировал этот приказ, в результате чего в Италии был заочно приговорен к смертной казни с конфискацией имущества.

Орест Кипренский (1782-1836)

Знаменитый портрет Александра Сергеевича Пушкина был создан Орестом Адамовичем Кипренским в доме его друга и покровителя графа Дмитрия Николаевича Шереметева на Фонтанке. Дмитрий Николаевич, ценитель культуры и искусства, помог художнику разрешить ряд проблем, предоставив ему жилье и мастерскую в своем доме. Кипренский был одним из лучших портретистов XIX века, его работы были признаны за рубежом. Кроме художественного портрета, Кипренского интересовал исторический жанр в живописи. Так, за свою картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» он получил золотую медаль от Академии художеств. В Италии Ореста Адамовича называли русским Вандиком, сравнивая его работы с творениями знаменитого Антониса ван Дейка. Кипренский написал портреты выдающихся людей золотого века русской культуры. На его картинах запечатлены государственные деятели, герои Отечественной войны 1812 года, декабристы. Среди них - граф Дмитрий Николаевич Шереметев, чей портрет находится в Государственном историческом музее.

Гавриил Ломакин (1812-1885)


Знаменитым мужским хором графов Шереметевых руководил бывший крепостной крестьянин Гавриил Яки-мович Ломакин. В 10 лет Гавриил начал петь в графской хоровой капелле Дмитрия Николаевича Шереметева, а в 19 уже стал его хормейстером. Ломакин много времени уделял обучению певчих музыкальной грамоте, а также заботился об их бытовых условиях. Свой педагогический талант Ломакин проявил во многих учебных заведениях Петербурга: в Павловском кадетском корпусе, в Училище правоведения, Пажеском корпусе, в Екатерининском институте и в ряде других образовательных учреждений. Не имея возможности преподавать везде, куда его приглашали, он написал ряд методических работ для своих коллег. Совместно с композитором Милием Алексеевичем Балакиревым Ломакин основал Бесплатную музыкальную школу, известную своими концертами классической музыки и музыкальным воспитанием. К середине XIX века шереметевская капелла становится настоящим музыкальным центром Петербурга. У хора под руководством Ломакина было множество поклонников как в Российской империи, так и за рубежом.

Авдотья Истомина (1799-1848)


Легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина служила музой, источником вдохновения для своих поклонников. Ее красотой и талантами восхищались все мужчины того времени - как люди творческие, так и представители аристократии. Вокруг балерины, которую романисты наверняка окрестили бы femme fatale (в переводе с французского «роковая женщина»), всегда кипели нешуточные страсти. Из-за Истоминой периодически происходили дуэли. Жертвой одной из них стал молодой кавалергардский штаб-ротмистр Василий Васильевич Шереметев. Это был не простой поединок, а четверная дуэль, по условиям которой следом за главными противниками должны были стреляться их секунданты. Причиной встречи четырех пышущих яростью мужчин на Волковом поле в Санкт-Петербурге послужили следующие события...Авдотья Истомина на протяжении двух лет была возлюбленной Василия Шереметева. Однако после очередной ссоры капризная балерина уехала от юного любовника (пока он был в отъезде) к своей подруге. Узнав об этом, молодой литератор и начинающий дипломат Александр Грибоедов увез Истомину к своему приятелю, камер-юнкеру графу Александру Завадовскому, где танцовщица задержалась на два дня. Вернувшись в столицу, Шереметев, подстрекаемый своим другом Александром Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль.

Условия были немыслимые: стрелялись с шести шагов. Первый выстрел был за Шереметевым. Пуля пролетела так близко, что оторвала воротничок сюртука Завадовского. Тот ответным выстрелом попал Шереметеву в живот. От боли молодой граф упал наземь и начал кататься по снегу. Всем участникам дуэли стало понятно: этот поединок будет иметь для него смертельный исход. Из-за трагической развязки вторая дуэль была отложена. Спустя сутки Василий Шереметев умер. Ему было 23 года.Вторая дуэль состоялась почти через год в Тифлисе, где случайно встретились оба бывших секунданта. Грибоедов чувствовал свою вину в произошедшем и не хотел стать причиной еще одной трагедии. Он пытался отменить дуэль, но Якубович был непреклонен.

Стрелялись в местечке у Татарской могилы за селением Куки, у оврага. Якубович попал Грибоедову в кисть левой руки. (По свидетельствам очевидцев, он явно не хотел крови и метил в ногу.) Молодой дипломат также совершил намеренный промах. Говорят, именно благодаря нанесенному Якубовичем ранению впоследствии удалось опознать труп Грибоедова в Тегеране.В то же самое время Авдотья Истомина продолжала блистать в новых представлениях знаменитого балетмейстера Карла Дидло. И хотя она всегда находилась в окружении других, не менее красивых и талантливых танцовщиц, благодаря волшебному перу поэта Александра Пушкина мы до сих пор помним именно о ней.Творческая карьера Истоминой закончилась, когда Дидло ушел в отставку. Балерина прибавила в весе и больше не могла показывать изящные пируэты. Ее понизили в жалованьи, а в 1836 году указом Николая I уволили из театра. После отставки Истомина дважды побывала замужем за малоизвестными актерами и в 1848 году умерла от холеры.

Иван Долгоруков (1708-1739)


Близость к царям и императорам отнюдь не всегда играла положительную роль в судьбах представителей знатных фамилий. От суровых решений правителей не раз страдали и Шереметевы, и другие приближенные к двору семейства. Представитель княжеского рода, генерал Иван Алексеевич Долгоруков стал жертвой дворцовых интриг. На долю его супруги - Наталии Борисовны Долгоруковой (дочери графа Бориса Петровича Шереметева) - также выпало немало бед.Иван Долгоруков был фаворитом Петра И. Годы правления этого молодого императора стали периодом расцвета карьеры князя. Но юноше не была суждена долгая жизнь - в возрасте 14 лет он заболел оспой. Когда стало ясно, что смерть императора неминуема, Долгоруков в числе некоторых других заговорщиков составил поддельное завещание, согласно которому Петр II передавал власть своей невесте - Екатерине Долгоруковой (сестре Ивана). Но цель не была достигнута: власть досталась приглашенной на российский престол Анне Иоанновне. Долгоруков сразу же был сослан в провинциальный городок Берёзов.

В этой ситуации княгиня Наталия Борисовна проявила себя как настоящая русская женщина, самоотверженная и бесстрашная. После смерти Петра II Долгоруков мгновенно впал в немилость. Но Наталия не оставила своего жениха, а, напротив, обвенчалась с ним и тоже отправилась в ссылку. В Берёзове у супругов появилось два сына - Михаил и Дмитрий, причем младший родился спустя несколько дней после второго ареста отца. Ивана Долгорукова казнили по обвинению в государственной измене. Он был колесован на Красном поле в Новгороде. Говорят, когда тяжелое колесо дробило его тело, он не издал ни одного крика - лишь читал вслух молитвы.После смерти мужа Наталия Борисовна вернулась с детьми в Москву. Она сделала все для того, чтобы дать старшему сыну хорошее образование и найти для него достойную жену. А с младшим сыном - Дмитрием, страдавшим неизлечимым психическим заболеванием, - Наталия Долгорукова не расставалась до последних дней. В 1758 году она постриглась в монахини под именем Нектарии. Она умерла во Флоровском монастыре в Киеве через два года после того как похоронила Дмитрия.Эта женщина осталась в истории как талантливая мемуаристка. «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери г. фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» были опубликованы и стали известными лишь спустя 70 лет после ее смерти.