Хиромантия судьбы Саввы Мамонтова

В августе 1869 года Иван Федорович скончался, и Савва Иванович начал самостоятельный путь на ниве предпринимательства. В 1872 году по протекции доброго друга семьи и наставника в деловом мире Ф. В. Чижова Савва стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. Владея контрольным пакетом акций и правом единоличных решений, он сразу проявил унаследованную от отца прозорливость, к всеобщему удивлению решив тянуть ветку дальше, от Ярославля до Костромы. Зато его сразу поддержал министр финансов Сергей Витте.

Страна нуждалась в северном выходе в открытое море на случай войны, имея лишь весьма уязвимую Балтику. В итоге дорога Москва - Кострома вошла в строй и при несомненном стратегическом выигрыше стала приносить прибыль. Все расчеты полностью подтвердились, а Савва Мамонтов с графом Витте уже съездили в Мурманский край и получили высочайшее решение: дорогу до Архангельска и незамерзающей Екатерининской гавани - Мамонтову строить.На деньги Саввы прокладывалась окружная железная дорога вокруг Москвы, а Донецкая каменноугольная железная дорога Донбасс - Мариупольский порт стала одной из наиболее разветвленных и изогнутых железнодорожных дорог в России, благо строилась с учетом рельефа, по водоразделам рек, максимально близко к горным предприятиям и рабочим поселкам.

Кипучая энергия Саввы Ивановича была неиссякаема. Он добывал руду и плавил чугун на своем Николаевском металлургическом заводе в Иркутской губернии, реконструировал в столице Невский судостроительный и механический заводы и создал Московский вагоностроительный завод. Мечтая о дальнейшем освоении русского Севера и собственном российском производстве локомотивов в пику иностранной монополии, создавал крепкий кулак промышленных и транспортных предприятий. Сеть же стальных магистралей стала в буквальном смысле линиями судьбы, и не одного Мамонтова - всей России. В Первую мировую войну лишь две «дороги жизни» на Запад не блокировала линия фронта - Северную и Донецкую рельсовые магистрали Саввы Мамонтова. Популярнейший российский журналист Влас Дорошевич в статье «Русский человек» писал: «...дорогами мы обязаны одному и тому же человеку -“мечтателю” и “затейнику”, которому в свое время очень много доставалось... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским “затеям”».