Три столетия правления Романовых

За три столетия правления Романовых  государство московское, разоренное и охваченное смутой, превратилось г в экономически развитую и процве-тающую Российскую империю. К началу XX века ее границы протянулись от берегов морей: Белого на северо-западе, Черного на юго-западе и Балтийского - на западе до Тихого океана. Безусловно, далеко не все из Романовых внесли серьезный вклад в процветание Руси. Но были среди них и настоящие подвижники.Умнейшая Екатерина II была и тонким психологом. Она со знанием дела подбирала себе помощников, и ее не пугали люди талантливые. В результате появляется целая плеяда выдающихся государственных деятелей, полководцев, ученых, художников... Царица была прекрасным собеседником и умела слушать. Всякая дельная мысль мгновенно откладывалась в ее голове и в будущем блестяще использовалась.

Огромный шаг вперед делает российская наука. В 1783 году создается Российская академия для изучения языка и литературы. Начинается публикация 25-томного собрания древнерусских текстов. Серьезно поднимается издательское дело, благодаря тому, что императрица разрешает «вольные» типографии. И если за весь XVIII век в стране издано 9500 наименований книг, то около 80 процентов их приходится на годы царствования Екатерины II.Императрица при этом и сама «баловалась» сочинительством. Ее деятельность на литературном поприще продолжалась около четверти века и была весьма плодотворной. В отличие от многих других монархов-писателей Екатерина II написала сама практически все свои многочисленные произведения. Она часто подшучивала над собственной склонностью к «графоманству».Большинство сочинений немка Екатерина написала по-русски, хотя за 50 лет жизни в России так и не сумела одолеть русские склонения, согласования и падежи. Но императрица, как считали современники, прекрасно знала разговорную речь и в голове хранила огромное множество русских пословиц и поговорок.

Многие исследователи сходятся во мнении, что страсть императрицы к сочинительству не соответствовала ее литературному дарованию. Она, конечно, могла к концу жизни сочинить толковую пьеску, но не более того. Тем не менее литературные жанры, используемые ею, были многообразны. Она сочиняла статьи и фельетоны, мемуары и детские сказки, педагогические наставления и труды по истории... До наших дней дошло 25 театральных пьес, принадлежащих перу Екатерины II... Единственным жанром, недоступным царице до конца жизни, осталась поэзия.И все же наибольшую известность не только в России, но и в Европе получили ее письма к Вольтеру и Дидро. Они были самыми настоящими литературными произведениями, в них много суждений о текущей политике, о культуре, автобиографические зарисовки..Но самое интересное из написанного - это автобиографические «Записки» Екатерины. Они не были рассчитаны на широкого читателя, и Екатерина в них выглядит женщиной естественной и правдивой.

Стоит ли говорить, что все произведения императрицы были анонимны, хотя современники догадывались, кто является автором того или иного сочинения.Пьесы, выходившие из-под пера Екатерины, ставились со всем возможным великолепием. Превосходные актеры отдавали весь свой талант, чтобы разукрасить действо. Лесть приближенных заставила Екатерину поверить в собственный «необъятный талант» и в то, что ее сочинения имеют большой успех у публики. После премьер в письмах друзьям и родственникам в Европе она сообщала о взрывах восторга публики и даже сравнивала себя с Мольером.В последние годы, считают биографы, императрица не брезговала и плагиатом. Так, ее опера «Федул с детьми» почти целиком составлена из чужих стихов. Впрочем, это последнее ее сочинение. Эпоха Екатерины уходила. Как пишет историк Г. Гуковский, «наступили тяжелые времена для монархов Европы. Французская революция потрясла троны. Екатерина поняла, наконец, тщету своих надежд на то, что ее подданные будут покорно выполнять рецепты морали и политики, подносимые им в фельетонах, комедиях или операх, составленных во дворце. Ее писательство, в котором всегда было больше назидания от монарха подданным, чем подлинного творчества, прекратилось».И все же многие россияне после ее кончины заговорили о «золотом веке» Екатерины Великой, считая эту женщину второй, после Петра I, государыней, поставившей Россию на путь европеизации.