Происхождении рода Романовых

О происхождении рода Романовых написаны тома, и ученые до сих пор по-разному интерпретируют сохранившиеся документальные свидетельства, пытаясь докопаться до истины.Но единогласия нет как нет. Если родовое предание Романовых «поселило» предков династии в Пруссии XIV века, то авторитетнейший русский историк академик С. Веселовский считает прародиной царей Новгород, а документально доказанным родоначальником - московского боярина времен Ивана Калиты по имени Андрей Кобыла (род. ? - ум. после 1347). Именно от этого человека, убежден Веселовский, и начинает отсчет род Захарьиных и вся династия Романовых в целом. Основателем рода считается Никита Романович Захарьин, дед первого из Романовых на троне - Михаила Федоровича. Отчество деда спустя десятилетия трансформировалось в фамилию внука. Кстати, Никита Романович был братом царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного, что и позволило роду претендовать на российский престол.А первым из династии, получившим фамилию Романов, был Федор Никитич (1554-1633), насильно подстриженный в монахи под именем Филарет и ставший в 1619 году Патриархом Московским и всея Руси.Отпрыск Федора Никитича Михаил (внучатый племянник супруги Грозного Анастасии Захарьиной) и был «выкрикнут» на царство в 1613 году. Ему тогда едва исполнилось шестнадцать лет.

Михаил Федорович Романов (1596-1645) занял Московский кремль 24 марта 1613 года. Весьма авторитетный специалист по истории Руси XVI-XVII веков А. Станиславский считает, что большую роль в воцарении юноши сыграло великорусское свободолюбивое казачество, с которым возмужавший Михаил Федорович потом серьезно враждовал.А пока, в марте 1613 года, в Ипатьевский монастырь, что в Костроме, где в ссылке коротал дни будущий русский царь вместе с матерью инокиней Марфой, неожиданно из Москвы прискакали послы, огласившие выбор Земского собора. Марфа растерялась и не сразу сообразила, как ей поступить. Поначалу она принялась умолять сына отказаться от трона. Тот тоже не сильно его жаждал. Летописи утверждают, что лишь поеле длительной беседы архиепископа Рязанского Феодорита с избранником согласие было получено, и Михаил отправился в Москву царствовать.

Выдающимися заслугами перед государством и народом продолжительное правление первого из династии Романовых отмечено не было. Поначалу указующая длань нового правителя направлялась исключительно Марфой, а позже - вернувшимся из польского плена отцом. Однако много и подробно современники обсуждали историю женитьбы первого царя, очень напоминающую современную «светскую хронику».Только на четырнадцатый год после вступления на престол Михаил обзавелся семьей. Некоторые историки объясняют это заботой о государстве, которая отвлекала царя от личной жизни, дескать, сначала требовалось навести порядок, привести «в чувство» страну после десятилетий Смутного времени. Но в действительности виноваты дворцовые интриги, окружившие молодого государя с первых дней правления.Уже на третий год воцарения Михаила его мать заговорила о женитьбе, а вскоре устроила публичные смотрины невест.Впрочем, они были формальностью, поскольку умудренная жизненным опытом Марфа уже давно присмотрела невесту для сына - девушку из боярской семьи Салтыковых, родственников Марфы.

Но Михаил неожиданно воспротивился, влюбившись на смотринах в юную красавицу Марию Хлопову. Ни о ком другом он и думать не желал. Делать нечего, Марию поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о родственнице Романовых - жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и ее многочисленная родня. Но неожиданно невеста заболела, и приглашенные Марфой врачи быстренько признали ее «к царской радости непрочной». Вскоре Хлопову вместе с родней сослали в Тобольск,в город, где спустя 300 лет, тоже в ссылке, проведет последние месяцы жизни последний из Романовых вместе с семьей.В 1619 году из плена возвращается Филарет, отец Михаила, который объясняет сыну, что его поведение в отношении ни в чем неповинной невесты малодушно. Марию возвращают из ссылки, но пока только в Нижний Новгород.Впрочем, у Филарета свои планы на сына, и он сватает ему литовскую королевну. Та, однако, отказывается. Тогда сваты отправляются к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Но тоже получают отказ. От ворот поворот дает москвичам и шведский король, у которого на выданье княжна Екатерина, она, как гласят хроники, не пожелала креститься в православие.

Расстроенный Михаил Федорович вновь вспоминает о Марии и заявляет родителям: «Кроме нея не хочу взять иную». Филарет отправляет в Нижний врачей для нового освидетельствования невесты. Те возвращаются с вердиктом: «Марья Хлопова во всем здорова». Но поперек вновь становится мать, которая грозит сыну: если Хлопова станет царицей, то ее ноги в царстве не будет. Слабохарактерный жених сдается, и Марии вновь дают отставку.Михаила в результате женят на другой Марии - Долгоруковой, княжне из рода Рюриковичей. Свадьбу играют 18 сентября 1624 года в Москве. Спустя пять месяцев молодая царица умирает. Летописец называет ее смерть карой Божьей за оскорбление девицы Хлоповой.В 29 лет царь Михаил Романов -бездетный вдовец. Назначаются новые смотрины, и из шестидесяти красавиц он выбирает дочь можайского дворянина Евдокию Стрешневу. Молодых венчает отец жениха патриарх Филарет.Интересно, что Евдокия отказалась менять свое имя, заявив, что женщинам, носившим его, - Анастасии, супруге Грозного, и Марии Хлоповой - это счастья не прибавило.