Рюрик - представитель княжеского рода ободритов

Те, кто признает Рюрика реальной исторической личностью, все равно спорят уже три века, на этот раз о его корнях. С одной стороны - норманисты, уверенные, что племена с названием «русь», о которых пишет летописец Нестор, а, соответственно,и сам Рюрик ведут свою родословную из Скандинавских земель. Рюрик, по их представлениям, - не кто иной, как конунг (король) Рёрик из ютландского Хедебю (нынешняя Дания).Норманистам оппонируют сторонники славянской версии. Согласно их убеждениям, Рюрик - яркий представитель княжеского рода ободритов, объединявшего в Средние века несколько славянских племен. А имя это - родовое прозвище, принятое у славян и обозначающее сокола - рарога.Впрочем, еще раз уточним: даже антинорманисты (вернее, часть их) считают Рюрика личностью однозначно мифической.На эту тему сломано немало копий: Ломоносов спорил с Миллером, Костомаров с Погодиным, Соловьев с Карамзиным...


Любопытно, однако, почему знаменитый автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин однозначно принял норманскую версию, а другое светило русской истории  С. М. Соловьев, хотя и признавал происхождение первых князей и дружин норманскими, в целом оценивал их влияние на Русь как незначительное? Переворошив горы книг, скорее всего, так и не найдешь ответа. Многие ученые, высказываясь о сути спора, непременно упоминают ту или иную государственную идеологию, которая менялась, и порой прямо противоположно, в зависимости от того, кто стоял во главе страны.Не будем углубляться в эти споры, ибо рискуем погрязнуть в деталях. Тем более, что существует третья версия, согласно которой никакого Рюрика вообще не существовало, а основатель династии выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного. Автору «Повести временных лет», монаху Нестору, просто «заказали» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

Да, парадокс заключается в том, что хотя о родословной Рюрика достоверной информации практически нет -одни домыслы, а вот его сына - князя Игоря - практически все историки признают реальной исторической личностью.Ответ,удовлетворяющий многих, звучит так: древний летописец преследовал одну цель - связать двух русских князей узами родства, дабы представить династию Рюриковичей как имеющую начало и продолжавшуюся в виде непрерывного древнего рода. Ведь монах Нестор писал свою «Повесть...» в Киеве, спустя 400 лет после тех событий.Князь Игорь (ок. 878-945), первый из Рюриковичей после самого Рюрика, считается и первым правителем Киева, но статус этот он добудет много позже. А пока его отец, почувствовав близкую кончину, передает власть соратнику Олегу, поскольку младенец Игорь еще не может править государством.Олег становится первым регентом в истории Руси. Естественно, когда Игорь подрос, Олегу очень не хотелось выпускать из рук княжескую власть. Даже в договорах с Византией (907 и 911 годов) он по-прежнему именуется «великим князем русским», хотя на тот период истинный великий князь - уже Игорь, довольно взрослый и самостоятельный человек. Лишь внезапная гибель Олега оставляет Игоря один на один с его государством - Киевской Русью.