Пострижения Шуйского


Во главе правительства некому было стать, кроме Боярской думы, и бояре приняли власть до избрания государя. «Все люди,  сказано в крестоприводной записи,  били челом князю Мстиславскому с товарищи, чтобы пожаловали, приняли Московское государство, пока нам Бог даст государя».Через три дня после пострижения Шуйского в Москву прибыл гетман Жолкевский с польским войском. Бояре волей-неволей вынуждены были согласиться с избранием на русский престол польского королевича Владислава. 27 августа Москва целовала крест на верность Владиславу.

 

По городам были разосланы грамоты с приказом присягать польскому королевичу, и в них говорилось, что по принятии царского титула Владислав примет и православную веру. Однако этот вопрос был отложен на неопределенный срок. В те времена вероисповедание, особенно если это касалось монарха, для русского народа значило очень многое, поэтому народное движение против иноземцев в Московском государстве начало принимать все более религиозный характер. Мнение большинства населения страны было таковым, что иноверец не может быть русским царем, а выбирать необходимо царя из своих природных бояр. На этой волне русское ополчение и одолело иностранных интервентов, поляков и шведов, опираясь на объединенные силы дворянского ополчения и городовых посадов, руководимые князем Пожарским и Кузьмой Мининым, и казачьего войска, возглавляемого князем Трубецким. В октябре 1612 г. Москва была освобождена от поляков, а в феврале 1613 г. в столицу съехались выборные люди от всех русских земель для избрания нового царя.


В неделю православия, 21 февраля 1613 г., в Успенском соборе Московского кремля после торжественного молебна все выборные, от знатного боярина до простого крестьянина и казака, единогласно избрали царем Михаила Федоровича Романова. «Да примет он,  говорилось в избирательной грамоте, подписанной участниками собора,  скипетр Российского царства для утверждения истинной нашей православной веры, и чтобы Господь Бог его государс ким призрением во всем Московском государстве расточение и разорение исправил и во единое благочестие совокупил и междоусобие утолил и все блага Московскому государству устроил». Здесь же, в Успенском соборе, выборные целовали крест новому российскому самодержцу.