Первая христианка на Руси

Несмотря на столь кровавую расправу с послами, Русская православная церковь позже причислила Ольгу к лику святых. Княгиня ныне считается первой русской христианкой и почитается в качестве равноапостольной (крестительницы) и провозвестницы русского православия.

Автор летописи «Повесть временных лет» монах Нестор подробно описывает визит Ольги к византийскому императору Константину Багрянородному. Тот долго беседовал с русской княгиней, удивлялся ее красоте, уму и, наконец, вымолвил: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Ольга же, поразмыслив, отвечала: «Я - язычница, если же хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь»... «И крестил ее царь с патриархом, и было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: “Хочу взять тебя в жены”. Она же ответила: “Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь”. И сказал ей царь: “Переклюкала (перехитрила -ред.) ты меня, Ольга”. И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью»...

До сих пор исследователи не могут выяснить, откуда княгиня родом и кто была по происхождению - славянка или из варягов, из знатной семьи или простолюдинка? Некоторые летописи «селят» юную девушку и будущую княгиню в древнем русском городе Пскове. Кстати, сам Псков впервые упоминается в древних хрониках исключительно в связи с именем княгини. Известно также, что в 903 году именно князь Олег «привел» Ольгу в Киев и предложил в качестве невесты княжичу Игорю. Некоторые историки предполагают в этой связи, что Ольга приходилась близкой родственницей Олегу, с помощью которой тот окончательно породнился с Рюриковичами.