Вредное влияние татарского ига

По всем признакам, вредное влияние татарского ига на народный характер и общественные нравы в XVI веке дало обильные плоды, достигло, так сказать, полного сво­его развития. Ярким представителем этого влияния, как известно, явился сам Иван IV, который совместил в себе замечательную даровитость русской натуры с крайней порочностью и зверством, глубокую набожность с грубы­ми суевериями, кощунством и самым гнусным распут­ством. Известно, как он попирал церковные уставы о таинстве брака, как глумился и свирепствовал над духов­ным чином.Возросши сам под влиянием татарщины, он в свою очередь способствовал ее поддержанию и усилению как в общественных нравах, так и в правительственных обы­чаях. Между прочим, по всем признакам при нем в осо­бенности укоренилось одно из ярких последствий татар­щины  судебный «правеж» или варварское выколачива­ние палками по ногам уплаты долгов, пеней и недоимок. Многие окружающие Ивана Грозного, конечно, подделы­вались под его взгляды и привычки; а шайка его опрични­ков усердно подражала ему в насилии и распущенности. По общему историческому закону, в монархических го­сударствах, особенно в самодержавных, государев двор служит обыкновенно средоточием, от которого распрост­раняются крутом и добрые, и дурные нравы; понятно, какое вредное влияние имел в этом отношении двор Ивана IV времен опричнины.

В молодости своей, в блес­тящую пору своего царствования, в эпоху влияния мит­рополита Макария, Сильвестра и Адашева, Иван Василье­вич сам указывал Стоглавому собору на недостаток учи­лищ и книжного образования, на грубость и распущен­ность нравов; а во вторую половину своего царствования он менее всего заботился о народном образовании, своим тиранством и самодурством, напротив, способствовал еще большему умственному невежеству и нравственному ог­рубению. Гнет и насилие со стороны высших началь­ственных лиц, раболепие и забвение человеческого дос­тоинства со стороны низших, подчиненных и слабых  эти черты надолго сделались обратной, темной стороной народной жизни. Нужна была вся мощь русской натуры и русского народного гения, чтобы впоследствии мало- помалу освободить себя от оков этого умственного мрака, как освободилась она от оков долгого варварского ига.Состояние просвещения в Московской Руси XVI века.


Духовные писатели.  Произведения Максима Грека.  Труды митрополита Макария.  Новые черты в литературе житий.  Великие Четьи-Минеи.  Писатели-миряне.  Летописное дело в Москве, Новгороде и Пскове.  Русский хронограф.  Книж­ные переводы, переделки и заимствования.  Отреченные кни­ги.  Ересь Башкина.  Соборное осуждение игумена Арте­мия.  Учение Феодосия Косого.  Свидетельство инока Зино­вия.  Розыск о Висковатом и иконописное дело на Руси.  Русский подлинник.  Миниатюра.  Порча богослужебных книг.  Московские первопечатники.  Книга Домострой в связи с бытом и нравами.  Состояние и типы русской женщи­ны.  Повесть о Юлиании Лазаревской.  Русское деревянное зодчество.  Происхождение шатрового церковного стиля.  Храм Василия Блаженног