Воинственное Русское племя

Русское племя по характеру своему одно из самых воинственных на земном шаре. Эту черту оно, несомненно, доказало своей долгой исто­рией, наполненной многими и упорными войнами, добро­вольными подвигами удали и молодечества по отноше­нию к соседям и своей постоянной готовностью вступить в борьбу с кем бы то ни было. Та же черта ясно сказыва­лась (и сказывается) в наклонности русского человека по всякому поводу давать волю своим рукам; известно так­же, что жестокий кулачный бой всегда составлял люби­мую забаву русской молодежи; по свидетельству одного иноземца первой половины XVI века, этот бой иногда делался до того горячим и упорным, что на месте остава­лось несколько мертвых тел. Воинственность сказалась и в наших богатырских былинах, и в древнем народном обычае решать свои споры «полем». Судебным по­единком, который только во второй половине XVI века стал выходить из употребления благодаря церковному осуждению и усложнившемуся гражданскому процессу (особенно допущению наемных бойцов).

А что касается до другого качества, необходимого для хорошей боевой армии, до способности к строгому подчинению или к т. Наз. Дисциплине, то и это качество Русский народ дока­зал целой своей историей. Но Московское правительство в XVI веке, при всех своих заботах об умножении воен­нослужилого сословия, о введении огнестрельного ору­жия (огненного боя), об укреплении городов  все еще не пришло к сознанию о необходимости постоянных военных упражнений и постоянного, сколько-нибудь пра­вильного обучения ратному строю.

В мирное время рат­ные люди часто собирались на сторожевую службу и на смотры; но не видно, чтобы они обучались военным пост­роениям, правильным, быстрым движениям и оборотам, а также и самому искусству владеть оружием. Не видно также и особого старания о введении единообразного вооружения в разных частях. Сам Иван IV, столь много воевавший и обнаруживший помянутые выше заботы, по-видимому, совсем не радел о сколько-нибудь сносном обучении войска и систематической.Подготовке его к бою, ограничиваясь в этом отношении старыми отжив­шими приемами и ратными обычаями, на которые более всего наложила свою печать татарская эпоха, татарское влияние. Для развития боевых качеств и чувства воинс­кой чести недоставало также и достаточных поощрений. Хорошей системы повышений и наград за отличия. Начальным людям за успешное дело давались золотые монеты или медали и куски шелковых материй на пла­тье,  вот обычные немногие награды того времени, за исключением, конечно, земельных пожалований ).

Московско-Владимирская, Новгородско-Псковская, Рос­товская, Суздальская, Муромо-Рязанская, Тверская, Ко­ломенская, Пермско-Вологодская; девятую ставила Сарс- кая, или Сарайская, так как с разрушением Сарая епис­коп Сарский и Подонский переселился в Москву на Кру­тицы и не имел особой епархии, а владел рассеянными в разных местах монастырями и имуществами. В XVI веке из вновь завоеванных земель на средней и нижней Волге образовалась десятая епархия, Казанская. При учрежде­нии патриаршества, как мы видели, Псковская епархия была выделена из Новгородской, устроено еще несколько епископских кафедр, некоторые прежние епископии воз­ведены в достоинство архиепископий, а прежние архи­епископии в митрополии.