Русская эскадра Эльфинстона

В то время как Эльфинстон спешно готовил свою эскадру к отплытию, флот адмирала Спиридова пытался добраться до Англии. 10 августа корабли в Балтийском море попали в серьезный шторм. Потерь среди кораблей удалось избежать, но 84-пушечный линейный корабль «Святослав» был настолько сильно поврежден, что его пришлось оставить в Копенгагене. Его место во флоте занял «Ростислав», который прибыл примерно неделей ранее из Архангельска. Стремясь миновать пролив Каттегат до того, как он окажется скован льдом, Спиридов решил сначала добраться до английского порта Портсмут и там заняться ремонтом своих кораблей.

Однако плохая погода сохранялась, и пока русский флот преодолевал Северное море, стало ясно, что некоторые из кораблей Спиридова не смогут добраться до Портсмута. Эти получившие различные повреждения корабли были объединены под командованием англичанина командора Самуила Грейга, который увел их для ремонта в порт Халла в Северной Англии. Спиридов подошел к Портсмуту с четырьмя из своих линейных кораблей и несколькими вспомогательными судами. По дороге на юг в борту 66-пушечно-го линейного корабля «Северный Орел» обнаружилась течь.
Первые две недели октября русский флот оставался на месте, ожидая, когда британские докеры отремонтируют «Северного Орла». 15 октября Спиридову сообщили, что судно ремонту не подлежит, и он решил продолжить поход без него. Контр-адмирал Грейг оставил Халл 26 октября.


Примерно в то время, когда флот Спиридова достиг Портсмута, вторая русская эскадра Эльфинстона наконец отправилась в плавание в Копенгаген. Однако Эльфинстон столкнулся с еще более плохой погодой, чем Спиридов, и прежде чем он успел даже выйти из Финского залива, его корабли попали в сильный шторм - 66-пушечный линейный корабль «Саратов» пришлось отправить к Ревель (в настоящее время Таллин, Эстония) для ремонта, а небольшой фрегат, который присоединился к эскадре в последний момент, затонул со всей командой. Когда эскадра добралась до Копенгагена, многие моряки Эльфинстона отказались возвращаться на свои корабли. Они заявили, что им платят слишком мало, чтобы они пытались пересечь Северное море зимой да еще на кораблях, мореходные качества которых оказались, мягко говоря, сомнительными. В то время как старшие офицеры Эльфинстона пытались восстановить на флоте порядок, сам адмирал наблюдал за ремонтом «Святослава», оставленного в Копенгагене Спиридовым, а также организовал пополнение запасов на «Саратове», который прибьи через несколько недель после основной части эскадры.

Конфликт был урегулирован в конце ноября, но к этому времени температура упала ниже точки замерзания. Эскадра Эльфинстона прошла через пролив Каттегат всего за два дня до того, как он покрылся льдом. Как и ожидалось, плавание через Северное море было трудным. Шторм рассеял суда Эльфинстона, вынудив их следовать в различные порты, находившиеся на восточном побережье Англии. Все корабли эскадры, собравшиеся, наконец, в Портсмуте 24 декабря, были сильно повреждены, а ее личный состав измотан и деморализован.

Эльфинстону пришлось оставаться в Англии в течение трех месяцев, ожидая завершения ремонта его кораблей. Также, прежде чем отправиться в долгое путешествие в Средиземное море, он приобрел еще несколько кораблей. В январе-феврале 1770 года Эльфинстон купил в Лондоне четыре больших торговых судна и переоборудовал их в военные транспорты и суда снабжения. Также адмирал предпринял попытку переоборудовать поврежденный штормом «Северный Орел» в госпитальное судно. 18 апреля вторая эскадра вышла из Портсмута. Начало плавания было зловещим: помпы, позволявшие удерживать «Северный Орел» на плаву после двух дней в море вышли из строя, и корабль был вынужден вернуться в Портсмут, где его отправили на слом. Однако при этом в целом поход прошел довольно быстро и без каких-либо серьезных эксцессов.