Ревнитель православия

В 1580 году мы встречаем его в Остроге, куда его пригласил знаменитый ревнитель православия, воево­да Киевский князь Константин Константинович Острож- ский, и где он успел отпечатать Псалтырь и Новый Завет, а в следующем году Библию. Однако и здесь наш печат­ник оставался недолго и воротился во Львов. Тут он не нашел себе ни одного богатого и сильного покровителя, так как местные знатные роды большей частью уже успе­ли ополячиться, а убогое православное духовенствоЛьвовское не могло оказать ему значительной материаль­ной поддержки. Иван Федоров, будучи человеком семей­ным и удручаемый болезнями, терпел крайнюю бедность. Еще до поездки в Острог он принужден был заложить евреям свои типографские снаряды за 411 злотых. Этот скромный и многострадальный русский труженик умер в 1583 году. Он погребен при Львовском Святоонуфриевс- ком монастыре. Надгробная плита с надписью «Иоанн Федорович друкар московитин» и пр. Находится ныне в притворе церкви св. Онуфрия. Спустя несколько време­ни, галицкий епископ, известный Гедеон Балабан, вместе с львовскими мещанами выкупил у евреев печатный ста­нок и другие типографские приборы. Это дало возмож­ность возобновить церковнославянскую типографию при ставропигийской Успенской церкви, при которой устрои­лось потом и Львовское православное братство f88).


В ряду выдающихся литературных памятников XVI ве­ка совершенно особое место занимает сборник разных правил житейской мудрости, озаглавленный именем До­мостроя. Сочинение его приписывали знаменитому свя­щеннику Сильвестру; но более тщательный разбор сего памятника показывает, что эта книга составилась посте­пенно, с помощью многочисленных заимствований из разных древнерусских сборников церковного характера (каковы: Златоуст, Измарагд, Златая Чепь и особенно «Стослов» Геннадия, архиепископа Цареградского). Та­кие заимствования относятся преимущественно к первой части Домостроя, которая наполнена наставлениями об обязанностях религиозных и может быть озаглавлена «О Духовном строении». Здесь преподаются наставления, как соблюдать православную веру, почитать духовный чин и царскую власть, украшать свой дом образами, молиться, кормить нищих и странных и пр. Вторая часть, именуе­мая «О мирском строении», заключает в себе правила об отношениях главы семейства к жене, чадам и домочад­цам: как воспитывать детей в страхе Божием, а детям любить отца и матерь и повиноваться им, как мужу учить свою жену, а ей, «как Богу угодить и мужу своему уноро- вить», как держать слуг и смотреть за ними, как беречь от болезней, всяких скорбей, особенно от волшебства .

Третья и самая обширная часть, «О домовном строе­нии», посвящена подробным наставлениям по разным отраслям домашнего хозяйства; например: как хозяйка должна распределять рукодельные работы и смотреть за ними, как делать годовые запасы и покупать всякие това­ры, ходить за садом и огородом, устраивать пир, варить пиво и сытить мед, дозирать за хлебниками и поварами, что готовить в пост и мясоед, как держать житницы, закрома, сенники, погреба и ледники, как хранить в них запасы и пр. Эта хозяйственная часть Домостроя дает нам подробные сведения о домашнем быте наших пред­ков, о внутреннем распорядке, о частях дома и всех его хозяйственных принадлежностях, платье, посуде, рухля­ди и всей так называемой движимости.