Папа Григорий XIII

Известно, что папа Григорий XIII в 1582 году ввел новый календарь. Король Стефан Баторий предпи­сал принятие сего календаря в Польше и Литве всеми жителями без различия вероисповедания. Но это распо­ряжение встретило сильный отпор со стороны православ­ных, которые объявили, что подобный вопрос подлежит решению вселенского патриарха, а никак не светской власти. Цареградский патриарх Иеремия прислал окруж­ную грамоту православному духовенству, убеждая его не принимать нового календаря и праздновать Пасху по- старому. В некоторых местах латиняне вздумали силой принудить православных к его принятию.

Так, в Львове арцибискуп Суликовский велел, с помощью вооруженно­го отряда, запечатать все православные церкви, чтобы помешать отправлению богослужения в праздники по старому календарю. Гедеон Балабан против этого наси­лия внес протест в городские книги. А потом на собирав­шемся тогда Варшавском сейме позвал Суликовского к ответу. Но тут, при посредстве нескольких вельмож, они заключили мировую; причем Суликовский формально от­казался от вмешательства в дела православной Львовской епархии. А король при виде сильных волнений, возбуж­денных в русском народе вопросом о новом календаре, отменил свое распоряжение и подтвердил православным беспрепятственное сохранение их обрядов и церковных преданий.


Галицко-русские дворяне, прибывшие вместе с Гедео­ном на Варшавский сейм 1585 года, призывали сюда и митрополита Онисифора, чтобы совокупно защищать ин­тересы православия. Митрополит обещал приехать; одна­ко же он сам не приехал, а прислал какие-то «артикулы». Оскорбленные его поведением помянутые дворяне отпра­вили к нему обличительное послание. Тут они яркими красками описывали его нерадение о своей пастве и допу­щенные им беспорядки в церковных делах, вследствие чего православные терпят такие беды, каких прежде ни­когда не бывало, каковы: запечатание св. Церквей, отобра­ние колоколов, отдача церквей в аренду жидам или обра­щение их в латинские костелы, захват церковных иму- ществ; отдача монастырей семейным людям, которые жи­вут в них с женами и детьми; поставление недостойных епископов без соборного избрания и пр.

В связи с после­дним упреком в том же послании указан поразительный пример беспорядка. Король Стефан назначил на Пере- мышльскую епископию некоего тиуна Брыльского, чело­века, «слову Божьему неученого» и подданного Пере- мышльского старосты, который и распоряжался церков­ными имениями, ибо нареченный епископ, как его поддан­ный, не смеет ему противоречить. Послание просит мит­рополита не посвящать его во епископы до следующего сейма, на котором обыватели земли Перемышльской и Самборской намерены представить королю и панам  раде о негодности сего лица. Но просьба галицких обыва- гелей осталась втуне. Брыльский все-таки был посвящен и до самой своей смерти (1591 г.) Управлял епископией, которую оставил после себя в крайне расстроенном состо­янии: всякая дисциплина среди местного духовенства упа­ла; священники нередко были двоеженцами, венчали без­законные браки и легко расторгали законные, что весьма вредно влияло на нравственность народную.