Основатель крепостного права в России

Правительство Московское, само состоявшее из выс­ших разрядов тех же служилых людей, т. Е. Московское боярство, конечно, разделяло это стремление к закрепо­щению крестьянства и действовало в том же направле­нии. Когда же в последней трети XVI века произошло вышеназванное переселенческое движение к юго-восточ­ным окраинам и участились крестьянские побеги, вместе с тем умножились жалобы помещиков и вотчинников срединных и коренных русских областей, и правитель­ственные места были завалены служебными исками о беглых крестьянах; тогда, именно в конце XVI века, пра­вительство принимает ряд мер, которые положили нача­ло закрепощению свободного дотоле крестьянского со­словия за классом землевладельческим.

Первые меры, принятые в этом смысле, относятся к царствованию Фе­дора Ивановича; но так как действительным главой пра­вительства тогда состоял Борис Годунов, то история по справедливости считает его одним из главных основате­лей крепостного права в России. Стремясь занять пре­стол после бездетного Федора, он, естественно, искал опоры в военно-служилом сословии, равно в боярах и детях боярских, и старался приобрести их расположение. Теми же мерами он приобретал и расположение могуще­ственного духовенства, которое было тогда, после госуда­ря и служилого сословия, третьим земельным собствен­ником в России. Его заискивание перед духовенством выразилось еще ранее по следующему поводу. В начале царствования Федора Ивановича, в июле 1584 года, Мос­ковский духовный собор, по желанию правительства, под­твердил указ Ивана IV (1580 г.), запрещавший духовен­ству приобретать от служилых людей вотчины как покуп­кой, так и по духовному завещанию, и кроме того поста­новил отменить тарханные, или льготные, грамоты, жало­ванные за церковные имущества, которые теперь долж­ны были платить государевы подати и отбывать повинно­сти наравне с прочими.

Эти-то тарханы служили боль­шой приманкой для крестьян, которые во множестве переходили от служилых людей на льготные церковные земли, от чего «вотчины воинских людей терпели многое запустение». Тарханы отменялись на время, «покамест земля поустроится». Но мера эта оказалась весьма крат­ковременной: в октябре следующего года, когда усили­лось влияние Годунова, тарханы были уже восстановле­ны. Тем с большим усердием старался он теперь угодить и служилому, и духовному сословию стеснением кресть­янских переходо