Общецерковная канонизация

Толчок, данный русской агиографии митрополитом Макарием, находился в связи с церковными соборами 1547 и 1549 годах. На этих соборах, как известно, совер­шена была общецерковная канонизация многих русских подвижников, дотоле местночтимых. Но мало было при­знать святым такого-то подвижника; надобно было уста­новить ему празднество с чтением его жития и пением канонов при церковном богослужении. По поручению митрополита началось деятельное собирание по епархи­ям и приведение в известность всякого рода записок и преданий о русских чудотворцах, пользовавшихся почи­танием.

Собранный материал подвергался пересмотру, приведению в порядок и дальнейшей обработке; причем и существовавшие уже прежде жития переделывались и дополнялись согласно новым требованиям агиографичес­кого искусства. Сочинение канонов и обработка житий поручались людям (преимущественно из иноков), обла­давшим способностью писать витиеватым, украшенным стилем. Большую часть  если не все  старых и новонаписанных житий (приблизительно до половины XVI ве­ка) митрополит Макарий внес в свой огромный сборник, известный под именем Великие Четьи-Минеи. Уже буду­чи архиепископом Новгородским, он усердно собирал с казания о русских святых; для чего, как говорит в пре­дисловии к своему сборнику, и сам трудился, и нанимал многих писарей, не щадя на них серебра и всяких издер­жек.

В своих Четьи-Минеях Макарий помещал русские жития и духовные повести наравне с житиями греческих святых и Отцов Церкви вместе с похвальными им слова­ми, а также со многими их творениями, существовавши­ми в славянских переводах. Содержание сего сборника большей частью распределено по тем месяцам и числам, в которые праздновалась память святого. Таким образом, эти Макарьевские Минеи, заключая в себе собранную воедино значительную часть древнерусской письменнос­ти, представляли для своего времени род духовно-литера­турной энциклопедии и давали обширный материал для чтения русским людям.