Неустройства Западнорусской церкви

Неустройства Западнорусской церкви особенно усились во второй половине XVI века, когда митрополичий престол занимали один за другим: Сильвестр Белькевич, бывший королевский «скарбник» (казначей) в Вильне, прямо из мирян сделавшийся митрополитом; Иона Про­тасевич (может быть, родственник помянутого выше бис­купа Валерьяна Протасевича); Илья Куча, возведенный на кафедру также прямо из светских лиц, и Онисифор Девочка, поставленный вопреки канонам, так как был из двоеженцев.


Немалое влияние на расстроенное состояние Запад­норусской церкви оказало то же самое движение, кото­рое едва не сломило в Польше и Литве церковь католи­ческую, т. Е. Протестантизм; этим движением были увле­чены многие члены знатных православных фамилий, ка­ковы: Ходкевичи, Воловичи, Сапеги, Вишневецкие и др. Православные тем легче поддавались влиянию протестан­тов, что последние, во-первых, являлись их союзниками в борьбе с общим неприятелем, т. Е. Латинством, а во-вто­рых, протестантство привлекало к себе сочувствие потому, что возбуждало везде умственное оживление, стремление к заведению школ и типографий и вообще вызывало про­светительное движение.

Деятельность научную и лите­ратурную. Из протестантских исповеданий немалый успех имела в юго-западной Руси секта антитринитариев или социниан. К этой секте примкнули последователи пресло­вутой новгородско-московской ереси жидовствующих. Около половины XVI века во главе всей ереси, как извес­тно, явился Феодосий Косой, который, спасаясь от наказа­ния, убежал из Московской Руси в Литовскую и здесь нашел себе очень многих последователей, даже между священниками и другими духовными лицами.