На землях бывших удельных князей

Не ограничиваясь собственно великокняжескими го­родами и имениями, евреи уже в первой половине XVI ве­ка появляются на землях бывших удельных князей и знатнейших вельмож, каковы князья Пинские, Кобринские, Острожские и некоторые другие. Хотя и прекрати­лась династия Ягеллонов, главных покровителей и наса­дителей Жидовства в Западной Руси, оно умело обойти и последующих за ними королей выборных. Выхлопа­тывать у них подтверждение и расширение своих прав и привилегий. Такие льготные грамоты выдавали им и Ген­рих Валуа, и Стефан Баторий, и Сигизмунд III.

Литовский Статут 1588 года уже благосклоннее относится к жидовству, чем Статут 1566 года, и отменяет некоторые их ограничения, ибо многие знатные вельможи уже подда­лись вкрадчивости и услужливости жидов, занимают у них деньги, вводят их в свои имения в качестве откупщи­ков, поссессоров и арендаторов, без труда получают от них свои доходы, предоставляя им на жертву своих под­данных и, естественно, становятся их усердными по­кровителями. В числе подобных вельмож-покровителей является известный глава литовских протестантов Нико­лай Рыжий Радивил, воевода Виленский. Так, в 1573 году жмудская шляхта горько жалуется своему старосте Яну Ходкевичу на то, что Николай Радивил в своей волости Шавленской на пограничье с Пруссией «мытные кома­ры» отдал в аренду жидам, а сии последние со всех и со всего берут мыто и, вопреки шляхетским привилегиям, даже с того, кто везет из Пруссии что-либо на свою потребу.


Выше мы видели, как отзывается о евреях литвин Михалон. Теперь посмотрим, какими представляет их польский поэт Кленович, живший во второй половине XVI века, состоявший некоторое время при Люблинском суде и в этой должности имевший возможность близко наблюдать еврейские нравы. В своих превосходных про­изведениях он не раз касается еврейства и всегда изоб­ражает его одинаковыми, резкими чертами.