Молвы о чудесах

При царе Федо­ре Ивановиче в 1588 году по случаю молвы о чудесах, совершавшихся на гробе юродивого, к Покровскому со­бору пристроена еще небольшая церковь во имя Василия Блаженного, и впоследствии весь собор стал известен в народе преимущественно под сим именем.Этот собор Покрова, или Василия Блаженного, пред­ставляет целую группу башнеобразных храмов, воздвиг­нутых на одном основании, которое общим своим пла­ном, однако, не отступает от византийского типа, освя­щенного преданием. Все сии храмы испещрены узорча­тыми фризами, поясами, закомарами, или кокошниками, и увенчаны грушевидными главами, которые покоятся на изящных цилиндрических тамбурах, разнообразно укра­шенных, и которые были покрыты ярко блиставшими металлическими листами, также узорчатыми и также раз­личными по своему рисунку, что придавало особую кра­соту всему зданию. А из середины этой группы высоко поднимается шатровый или пирамидальный верх главно­го.

Покровского, храма, также осьмигранный, как и сам храм. Вообще в сем здании в значительной степени выразился своеобразный русский вкус с его любовью ко всякому ласкающему глаз узорочью и гармоничному раз­витию частей. Наиболее выдающееся достоинство зодче­го это чувство соразмерности или пропорциональности, выдержанное и в целом, и во всех подробностях; замеча­тельна также удивительная прочность всего сооружения, с виду такого легкого и затейливого. Иностранцы XVI и XVII веков нередко с восторгом отзываются о красоте и приятном впечатлении, которое производил этот храм. Некоторые из них даже сообщают баснословное преда­ние, будто Иван Грозный, верный своему тиранству, по окончании постройки велел ослепить зодчего для того, чтобы он уже не мог потом нигде соорудить другой подобной церкви. Имя главного зодчего, к сожалению, до нас не дошло. (Впоследствии собор, опустошенный пожа­ром, подвергся некоторым переделкам и прибавкам, а также был снаружи раскрашен яркими разноцветными красками.) Вполне проявившиеся здесь русский вкус и русские строительные приемы во многом напоминают приемы и формы архитектуры Средней Азии, Персии и особенно Индии ).Начало церковной унии в Западной Руси