Миниатюрная живопись

Рядом с иконописью продолжала развиваться на Руси и миниатюрная живопись: рукописные книги иногда ук­рашались рисунками, особенно жития святых, которые по сему также называются «лицевыми». Образцом такой рукописи XVI века служит житие Сергия Радонежского, обильно снабженное изображениями, которые во всех подробностях передают события сего жития. Они имеют чрезвычайную историческую важность. По словам совре­менного нам русского исследователя, «они знакомят нас с бытом наших предков, предлагая изображение зданий, различных экипажей, телег, колымаг и саней, лодок, ме­бели и вообще домашней утвари, различных костюмов, мужских, женских и детских; воинских, светских и мона­шеских; царских, боярских и крестьянских.

По этим ми­ниатюрам наглядно знакомимся мы с тем, как в старину пекли хлебы, носили воду; как плотники рубили избу, а каменщики выкладывали храмы; как знаменитый Андрей Рублев, сидя на подмостках, писал иконы; как монахи ездили верхом на конях, и как в дальний путь боярышни отправлялись в крытых колымагах, а мужчины сопровож­дали их верхом, и множество других интересных подроб­ностей». Подобные миниатюры представляют, таким об­разом, начатки нашей исторической живописи. «Миньятюра,  говорит тот же исследователь,  часто состоит из двух частей, дольней и горней. Внизу действует благо­честивый подвижник, окруженный обстоятельствами быта действительного: строит хижину, несет в водоносе воду, печет просфоры, молится. А над ним в отверстых небесах является сам Господь, восседающий на престоле, окруженный Апостолами, Пророками и всеми небесными силами».

Другим образцом начатков русской историчес­кой живописи служит помянутая выше Царственная кни­га, которая содержит в себе описание последних дней Василия Ивановича и царствования Ивана IV до 1553 года. Она также снабжена миниатюрами, которые на­глядно передают нам обстановку Московского двора и разные подробности царского и вообще государственно­го быта, за исключением некоторых общих или условных приемов, идущих по иконописным преданиям от визан­тийских образцов. Между прочим здесь изображены: пир в. Князя Василия Ивановича у дворецкого Шигони, охота великого князя, его болезненное состояние и лечение, посещение Иосифо-Волоколамского монастыря, постри­жение его перед смертью, вынос тела, эпизоды из коро­нования Ивана IV, выбор его невесты ).