Литовский статут

После Люблинской унии Великого княжества с коро­ной явилась настоятельная нужда пополнить Литовский статут и более согласовать его с польским законодатель­ством. Нужно было устранить из него многое, что преж­де обуслрвливало отдельность Великого княжества, при­том земли Киевская, Волынская и Брацлавская, хотя и отошли к короне, но сохранили за собой судоустройство по Литовскому (точнее, Русскому) статуту. Для его пере­смотра назначены были комиссии, которые вносили в него разные поправки. Последняя комиссия, председа- гельствуемая литовским подканцлером Львом Сапегой, была назначена Баторием. Окончательная редакция ста­тута была представлена уже после него на Варшавском коронационном сейме 1588 года и получила утверждение от нового короля Сигизмунда III. Это так называемый Третий Литовский статут; хотя он также был переведен на польский язык, но официальное его издание тогда же напечатано по-русски в виленской типографии братьев Мамовичей.


Около того же времени, именно в 1581 году, учрежде­но королем Баторием постоянное верховное судилище для великого княжества Литовского, или так наз. Виленс­кий трибунал, который известную часть в году заседал в Вильне, а другие части в Минске и Новогродке. Права и обряды сего трибунала, подписанные литовским канцле­ром Воловичем, были напечатаны по-русски в той же типографии Мамовичей. Для Юго-западной Руси сначала учрежден был трибунал Луцкий, а потом он соединен с коронным трибуналом (1589г.), так как эта Русь уже причислялась к землям Польской короны.


Меж тем как дворянское сословие Западной Руси в XVI веке ясно вступило на путь ополячения, мещанское и в особенности крестьянское сословия крепко держались своей русской народности. Для отклонения их от нацио­нальной церкви, как известно, придумана была и введена церковная уния, долженствовавшая служить и проводни­ком полонизма. На первых порах городское сословие обнаружило значительную энергию в борьбе с этой уни­ей, опираясь преимущественно на свои братства. Но в самой среде русского городского населения уже во вто­рой половине XVI века резко обозначился чуждый ему и враждебный элемент, который потом постепенно и неук­лонно подорвал самое его существование. Таким беспо­щадным, разлагающим элементом было жидовство. Наи­более устойчивую массу в Западной Руси представляло, конечно, крестьянство  элемент, как и везде, самый консервативный и самый неподатливый для чужеземного влияния. Из среды сего сословия главным образом выде­лилось Украинское или Днепровское казачество, которое явилось сильной опорой Русской народности и вообще около того времени стало играть важную роль в судьбах Западной или собственно Юго-западной Руси.