Жидовский збор

Так называвшийся «жидовский збор» в эту эпоху представлял общину, которая имела свой молитвенный дом, или синагогу, и свое кладбище; очевидно, она соот­ветствовала церковному приходу у христиан. Общину эту составляли все местные еврейские домовладельцы, следо­вательно люди оседлые. Во главе ее стоят выборные старшины, которые, собственно, ведались с правитель­ством и заправляли делами общины.

Те же старшины совершали внутри ее суд под председательством ученого геолога, или раввина; главную же обязанность такого геолога составляло объяснение Библии и Талмуда и обу­чение сему последнему лиц, готовившихся к ученому званию. Кроме раввина и старшин служебными лицами в жидовской общине, состоявшими на жаловании, были: кантор, отправлявший пение и чтение Библии в синаго­ге школьник смотритель за синагогой и вместе род пристава по судебным делам и резник, который занимал­ся убоем скота и птицы, назначавшихся в пищу. Расселе­ние жидовства по Западной Руси совершалось в непос­редственной связи с их общинным устройством. Старей­шие и значительнейшие общины, как Гродненская, Брест­ская, Трокская, Луцкая , высылают от себя поселе­ния или колонии в разные стороны, преимущественно на восток.

Эти колонисты, занимающиеся мелкой торгов­лей, арендами , проживают в данной местности как бы временно и в случае какого столкновения или притес­нения прибегают под защиту своей главной общины, которая вступается за них перед властями и оказывает всякую поддержку. А потом, когда колония достаточно увеличится, то, улучив удобное время и найдя себе по­кровителей между местными властями, она выхлопатыва­ет разрешение построить собственную синагогу и устро­ить свое особое кладбище. Таким образом, колония пре­вращалась в самостоятельную жидовскую общину. Этим путем жидовство постоянно и неуклонно распространяло черту своей оседлости и сеть своих поселений раскиды­вало на всю Западную Русь.