Иностранцы на русской службе







На протяжении большей части своей истории Россия не имела постоянного выхода к морю. Она получила его только в начале XVIII века после основания Санкт-Петербурга на восточном побережье Балтийского моря. Однако России потребовалось более 60 лет, чтобы сформировать крепкие морские традиции, и в результате у русского Балтийского флота в 1768 году были серьезные проблемы, связанные с нехваткой высокопрофессионального личного состава.

В это время на русскую службу было принято много иностранных специалистов, главным образом из Великобритании (а именно из Шотландии). Эти офицеры приобрели большой боевой опыт во время службы на британском Королевском флоте во время Семилетней войны и отправились на восток в погоне за деньгами и приключениями. Наиболее значимыми из них были адмирал Джон Эльфинстон (1722-1785) и командор (позднее адмирал) СемюэльГрейг (1736-1788). Оба офицера командовали эскадрами во время Архипелагской экспедиции и отличились в ходе боев.

В флотских отчетах того времени можно встретить имена других шотландцев, в том числе капитана Роксбурга, который командовал линейным кораблем «Три Святителя», капитана Броди с вооруженного транспорта «Граф Панин» и лейтенанта Маккензи, который командовал первым из брандеров, атаковавших османский флот при Чесме. В документах того времени можно обнаружить сведения об офицерах других морских держав, например, француза лейтенанта Фора, который погиб в бою на «Св. Евстафии». Многие из этих иностранных офицеров потом вернулись на родину, но некоторые решили остаться на русской службе, как, например, адмирал Грейг, который поселился в Санкт-Петербурге и стал именоваться Самуилом Карловичем, а его сын также стал адмиралом русского флота.