Грамоты в руках Царя

Грамоты эти попали в руки Иоанна, и он велел от имени бояр написать ругательные ответы королю. Тем не менее сие обстоятельство подало повод к новым и страшным казням. Тогда погибли конюший боярин Че- ляднин, три князя Ростовских, Петр Щенятев, Турун- тай-Пронский и многие другие, обвиненные в каких-то заговорах. Казни эти сопровождались иногда глумлени­ем и разными утонченными жестокостями, на которые Иоанн был очень изобретателен. Так, рассказывают, будто престарелого Челяднина он сначала посадил на трон и, сняв шапку, приветствовал его царем земли Русской, а потом, собственноручно ударив его ножом в грудь, велел докончить его опричникам и бросить псам на съедение.

Во время этих казней остервенелые оп­ричники так опьянели от крови, что с ножами и топо­рами бегали по Москве, отыскивая участников мнимого заговора; убивали их всенародно и трупы бросали на улицах и площадях, где они долго лежали непогребен­ными, так как ужас обуял граждан и они не только не смели хоронить погибших, но и сами боялись выходить из своих домов. При таких-то мрачных обстоятельствах поднял свой голос митрополит Филипп. Сначала он пытался скромно печаловаться об опальных и усовещевать Иоанна поучи­тельными беседами наедине. Но подобные попытки ока­зались безуспешны. Притом тиран уже изменил свое расположение к нему под влиянием разных нашептыва­ний со стороны своих любимцев, всегда опасавшихся появления при дворе нового Сильвестра.

Среди самого духовенства нашлись недоброжелатели митрополита, старавшиеся вооружить против него царя, каковыми были особенно новгородский архиепископ Пимен, сам метивший на архипастырскую кафедру, и царский ду­ховник, протопоп Благовещенского собора Евстафий, ко­торого митрополит за какую-то вину подверг епитимии. Видя бесполезность тайных увещаний, крепкий духом Филипп дерзнул на явные, всенародные обличения. В Успенском соборе после богослужения царь, окружен­ный своими опричниками, обыкновенно подходил к мит­рополиту за благословением. Филипп то делал вид, что не замечает царя, то прямо отказывал ему в благослове­нии.