Главная городская святыня

В кремле же находилась и главная городская святыня. Соборный храм с двора­ми священников и причетников, а в главных городах  архиерейские дворы. Кроме того, в городе стояли так наз. «осадные дворы» дворян и детей боярских, имевших поместья в окрестном уезде. В случае неприятельской осады помещики обязаны были собраться в город и уси­ливать его гарнизон. В мирное время эти дворы были пусты, и в них жили только дворники, набираемые боль­шей частью из бобылей-крестьян или бедных посадских ремесленников. Вообще в мирное время кремль был мало обитаем. Сам владыка, наместник и другие власти жили иногда в посаде или в какой-либо загородной усадьбе. Только на южных украйнах, угрожаемых всегда набега­ми Крымских татар, встречались одинокие городки или острожки, еще не имевшие посадов и слобод; они зани­мали известные пункты посреди лесных засек, земляных валов и извилистых линий из надолб или бревенчатых частоколов, затруднявших подступ неприятелей к этим городкам и острожкам.


Обыкновенно рядом с кремлем или вокруг него нахо­дился посад, который составлял самую большую и насе­ленную часть города и который в свою очередь окружен был стеной с башнями или земляным валом и рвом. Тут жило торговое и промышленное городское население, обложенное государевым тяглом, а рядом с ним помеща­лись разного рода служилые люди: стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, казаки, рассылыцики. Иног­да, впрочем, эти служилые люди и некоторые промыш­ленники выселялись из города и составляли примыкав­шие к нему слободы, каковы: стрелецкая, казацкая, пуш­карская, рыбная, ямская и пр. На посаде было несколько церквей, земская изба, гостиный двор, где обязаны были останавливаться приезжие торговцы, таможный двор, торговые ряды с лавками, амбары для товарных складов, и кружечные дворы. Казенные кабаки. Дворы тяглых посадских людей назывались «черные».

Обложенные податями, а дворы служилых людей считались белыми. К последним причислялись дворы церковнослужителей и монастырские. Хотя посады, по обилию лавок и торговых шалашей или палаток и по еженедельным торжкам или базарам, имели торгово-промышленный характер, однако едва ли не половина посадских обитателей занималась земледелием или сельским хозяйством. Во-первых, слу­жилые люди, жившие здесь, как дети боярские, так стрельцы, казаки и пр., только отчасти получали госуда­рево жалованье деньгами, а главным образом имели зе­мельные наделы, которые или сами обрабатывали, или сдавали крестьянам. Во-вторых, на посаде и в слободах жили многие крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством. А посадские черные люди владели на общинных началах большими земельными пространствами, приписанными к городу, как пашнями, так лугами и лесными угодьями; с этой земли вносили в казну подати и разные поборы за круговой порукой.

Земли эти они обрабатывали собствен­ными семьями, а иногда сдавали на оброк. Иногда и сами городские общины брали на оброк земли монастырские и частных владельцев. Таким образом, в мирное время го­родская жизнь легко сливалась с жизнью сельской, уезд­ной. В случае же военной опасности не только все город­ские, но и почти все уездное население, по крайней мере ближнее, должно было запереться в городе. Ворота замы­кались; неукрепленные слободы и всякие предместья вы­жигались, а кремль и посад переполнялись народом, ко­торый садился в осаду с своими хлебными запасами и с домашним скотом; так что в осажденном городе обыкно­венно делалась ужасная теснота, от которой происходили всякие неудобства и болезни. Посему окрестные жители нередко при появлении крымцев предпочитали спасаться в лесные и болотистые трущобы, чем садиться в осаду.