Эпоха коренных изменений В России

Восстание Степана Разина и его подавление являются одним из самых кровавых эпизодов русской истории. Но оно пришлось на важнейшую эпоху коренных изменений, когда Россия завершила долгий переход от малонаселенной страны с преимущественно символическими границами, со спорными и фактически неконтролируемыми центральной властью окраинами к мощному централизованному государству. Хотя это может показаться странным, но восстание Разина значительно ускорило те самые процессы, против которых он, собственно, и сражался.

Самым ярким примером в этом отношении являлся вопрос казачьей автономии. Восстание Разина, вместо того, чтобы укрепить независимость казаков, очень четко продемонстрировало и казачьей элите, и русскому государству, что вольные казаки являются неконтролируемой силой и источником постоянных волнений. В августе 1671 года - спустя всего два месяца после казни Стеньки Разина - казачья старшина в Черкасске принесла клятву верности царю Алексею Михайловичу - казаки отказывались от древних привилегий и становились прямыми подданными короны.

Несмотря на всевозможные меры, предпринятые царскими властями, легенды и мифы, окружавшие Стеньку Разина, не умерли вместе с ним. То, что Разин выступал освободителем крепостных и поборником автономии окраин Руси, превратило его в героя и знамя, тем более что Москва резко усилила свою власть на Юге России. За годы, прошедшие с восстания Разина, его поступки были во много раз преувеличены и стали просто фантастическими. Вымышленный Разин вобрал в себя черты и справедливого защитника угнетенных, и благородного разбойника.

Даже русское правительство, судя по всему, оказалось восприимчиво к этим невероятным историям и потратило годы на допросы Флора Разина в надежде обнаружить место якобы зарытых где-то Разиным огромных сокровищ. Казачьи земли в процессе расширения границ России стали центром еще двух массовых восстаний: Кондратия Булавина (1707-1708) и Емельяна Пугачева (1774-1775). Вожди этих восстаний, как гласила народная молва, являлись сыном и внуком Степана Разина, и в некоторых землях (своего рода свидетельство того, что Разин стал рассматриваться русскими крестьянами как сверхъестественное существо и мессия) их считали «вторым пришествием» или перевоплощением самого Стеньки.

После прихода к власти большевиков в 1917 году популярность Разина стала всеобъемлющей, и он был объявлен предшественником революционеров XX века. Ленин, в частности, был убежденным поклонником Разина и распорядился возвести монументальный памятник казачьему вождю, который был открыт в Москве 1 мая 1919 года. Несмотря на все усилия поколений советских историков, восстание Степана Разина трудно назвать народной войной. Это была сложная реакция населения на действия центральной власти в те годы, когда в состав страны вошли сообщества с очень разнообразными интересами. Башкиры и калмыки боролись за восстановление своей независимости, староверы отстаивали возможность исповедовать свою религию, а крепостные крестьяне жаждали освобождения от власти помещиков.»