Духовная грамота

Согласно с общим ходом развития русской жизни в эпоху дотатарскую,  когда рядом с государственностью на первый план, еще более чем прежде, выступила цер­ковность наша литература или книжность получила почти исключительно церковный характер. Толчок, дан­ный в XIV и XV веках нашей письменности некоторым притоком образованных греков и южных славян, продол­жал действовать в Московской Руси в течение большей части XVI века, т. Е. До мрачной эпохи опричнины, кото­рая скоро его затормозила. Несмотря на недостаток гра­мотности в народе, в первой половине этого века заметнодовольно сильное движение письменности и целый ряд писателей, более или менее достойных внимания.


Мы видели, что это литературное движение в особен­ности было вызвано важными церковно-историческими явлениями, выступившими в конце XV и начале XVI века, а именно ересью так наз. Жидовствующих и особенно вопросом о монастырском землевладении. Как самый крупный литературный деятель в эту эпоху выдвинулся даровитый, энергичный Иосиф Волоцкий своим «Просве­тителем», посланиями к разным лицам, а также своими наказами и Духовной грамотой, обращенными к братии его монастыря. Из учеников его и последователей наибо­лее плодовитым писателем явился Даниил, игумен Волоц­кий, а потом митрополит Московский, от которого дошло до нас несколько десятков пастырских посланий и поуче­ний. Мы имеем два сборника его поучений; из них один был составлен им самим под именем «Соборника», по образцу Иосифова Просветителя. В своих словах и по­учениях Даниил вооружается против вольномыслия, от которого происходят ереси (особенно жидовствующие), и вообще против разных пороков и развращения нравов; причем частными ссылками и указаниями на св.

Отцов и учителей Церкви обнаруживает свою довольно обшир­ную начитанность; но авторский его талант не равнялся его богословским познаниям и любви к книжному про­свещению. Во главе писателей партии противной иосиф­лянам или монастырскому стяжанию стоял, как известно, Нил Сорский. От него дошли до нас только немногие поучительные послания и «Предание о жительстве скитс­ком». В последнем он ясно, красноречиво изложил свои мысли об иноческом житии, постоянно подкрепляемые изречениями древних отцов и подвижников греческой церкви. Гораздо решительней выступил против монас­тырского землевладения последователь Нила Сорского известный князь инок Вассиан Косой; от него дошло до нас небольшое полемическое сочинение, прямо оза­главленное им «Собрание на Иосифа Волоцкого». Как автор, Вассиан, очевидно, не обладал значительной лите­ратурной и богословской подготовкой.